В России собираются резко повысить штрафы банкам за нарушение прав потребителей. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. Рассказываем, как сегодня банки обманывают клиентов при оформлении кредитов и как заемщики могут этого избежать.
Депутаты хотят увязать размер штрафа с объемом собственного капитала банка, а не с уставным, а это в десятки раз повышает потенциальные выплаты.
Сейчас за нарушение федеральных законов и нормативных актов Банка России в сфере защиты прав потребителей размер штрафа составляет до 0,1% размера уставного капитала банка и не более 1 млн рублей. А за неисполнение предписаний — до 1% размера уставного капитала кредитной организации, но не более 10 млн рублей.
Законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме, предполагает повышение штрафа до 0,1% размера собственных средств банка (не менее 100 тыс. рублей) и до 1% размера собственных средств (не менее 1 млн рублей) за неисполнение предписаний. То есть с принятием закона штрафы могут достичь миллиардов рублей.
Точные суммы будут определяться исходя из принципа соразмерности выгоды, полученной банком в результате нарушений. Кроме того, будет учитываться число совершенных кредитной организацией операций, сделок и договоров об оказании финансовых услуг.
Текущий размер штрафов не сильно мотивирует банки играть по правилам, считают авторы инициативы. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что в одном из финучреждений удалось обнаружить 22 тысячи случаев неправильного расчета полной стоимости кредита (ПСК).
Банкиры выступили против введения новых штрафов, поскольку они, по их словам, способны дестабилизировать деятельность кредитных организаций и отразиться на вкладчиках. Во многом они связывают такой эффект с отсутствием четких критериев для определения итоговой суммы наказания.
Со своей стороны банки предлагают ограничить штрафы за нарушения суммой в 250 млн рублей и за неисполнение предписаний — 500 млн рублей, ужесточить наказание точечно за навязывание дополнительных услуг и неверный расчет ПСК, применять штраф только после обсуждения с регулятором и потенциальным нарушителем.
Одна из самых распространенных жалоб клиентов — на навязывание банками дополнительных платных услуг или предустановленное согласие заемщика на ненужные сервисы и комиссии. Это могут быть дополнительные страховки, договор с негосударственным пенсионным фондом, консультации юристов, врачей и даже астрологов. Банк может взимать комиссии за выдачу денег в кассе, за снятие налички в банкомате, за предоставление рассрочки выплаты кредита и т. п.
Клиенты часто жалуются, что банки без их ведома повышают ставки по текущим кредитам. Договор может давать банку право изменять условия кредитования. Но если не указано, когда и в каких случаях это возможно, то это нарушение ч. 1 ст. 29 закона о банках. Тогда положение об изменении процента неправомерно.
Если в вашем кредитном договоре процентная ставка фиксированная и ее изменение не предусмотрено изначально, по закону платежи стать больше не могут.
Еще одна популярная банковская уловка — нарушение условий, при которых действует пониженная ставка. Допустим, банк выдает кредит клиенту под условные 10% годовых. Однако такая ставка будет действовать только при заключении договора страхования, стоимость которого составляет, к примеру, 30% от суммы кредита.
Для клиента, не купившего страховку, ставка автоматически увеличивается, скажем, до 25–30%.
«С другой стороны, оформление дорогостоящей страховки также увеличивает тело долга. Таким образом, на практике экономии фактически не получается, более того, заемщик может даже переплатить, если соберется закрыть кредит досрочно», — рассказывает NEWS.ru старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова.
Некоторые банки оформляют предложения о кредитах так, чтобы «особые» условия пониженной ставки клиент не заметил (например, пишут мелким шрифтом о необходимости оплаты допуслуг). Такой подход вводит клиентов в заблуждение и считается нарушением в сфере конкуренции.
Общие условия кредитования в конкретном банке можно скачать с сайта или запросить у менеджера, и тут время на их изучение не ограничено.
Если подана заявка и составлены индивидуальные условия договора, клиент имеет право изучать кредитный договор в течение пяти дней. Он может забрать его с собой домой и проконсультироваться с юристом — за эти пять дней банк не может ничего менять в тексте договора.
Поспешное подписание договора может привести к неприятным для заемщика последствиям, в том числе неожиданным комиссиям, изменению процентной ставки, дополнительным платным услугам, высоким штрафам и т. п.
При этом банки могут торопить клиента, специально создавая обстановку для быстрого принятия решения.
По словам владельца юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антона Палюлина, банки могут нарушать права потребителей и после заключения договора. В частности, они злоупотребляют своим правом на взыскание неустойки за просрочку платежа. «Часто размер неустойки, прописанный в договоре, является завышенным и может быть снижен судом на основании ст. 333 ГК РФ как несоразмерный последствиям нарушения до двойной ключевой ставки Банка России», — говорит собеседник NEWS.ru.
Другой пример — начисление процентов и штрафов на уже начисленные проценты (сложные проценты), что в большинстве случаев признается незаконным на основании п. 2 ст. 317.1 ГК РФ и разъяснений Верховного суда РФ. «Банки могут начислять сложные проценты только на вклад, но никак не на кредит», — объясняет Палюлин.
Также банки нередко нарушают порядок информирования о задолженности, не отправляя клиенту претензионные письма, а затем предъявляя к взысканию многолетнюю задолженность с огромными штрафными санкциями.
Первый и самый очевидный способ — внимательно читать договор — так, чтобы у вас не осталось сомнений ни по одному пункту. «Если вам что-то непонятно, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Если вы спросите напрямую, сотрудники банка никогда не будут вам врать, ведь это нарушает закон», — советует Гусятникова.
Сейчас все дополнительные услуги, которые не влияют на стоимость кредита, должны быть прописаны в отдельном заявлении. «Вы можете просто его не подписывать, и это никак не повлияет на условия кредита», — советуют в Центробанке.
От ненужных и навязанных услуг можно отказаться в течение 30 дней (так называемый период охлаждения). Если заемщик еще не успел воспользоваться такой услугой, банк обязан вернуть ее полную стоимость. Если оказана часть услуги — сумма возврата будет уже ниже. Для того чтобы отказаться от допуслуги, нужно подать заявление через сайт или мобильное приложение банка или МФО. Средства должны вернуть в течение семи рабочих дней.
После подписания договора необходимо тщательно вести документацию: сохранять все выписки, квитанции об оплате, экземпляр договора, рекомендует Палюлин. «Любые споры о соразмерности неустойки следует решать в судебном порядке, заявляя ходатайство о ее снижении», — говорит он.
При любом нарушении прав клиента первым делом следует обратиться с письменной претензией к руководству банка, а при отсутствии удовлетворительной реакции — с жалобой в Центральный банк РФ (через его онлайн-приемную) и Роспотребнадзор. Эти ведомства наделены полномочиями проводить проверки и выдавать предписания об устранении нарушений, а их ответы могут быть использованы в качестве доказательств в суде, указывает Палюлин.
Читайте также:
Новые правила выдачи кредитов с 1 сентября: что изменится, кого коснется
Никакой реструктуризации. Почему банки не смягчают кредиты россиянам
Россияне троллят банки, проверяя самозапрет на кредиты: что происходит
Кредиты подорожали до 40–80%: как уменьшить их стоимость вдвое-втрое