Рост жалоб на необоснованные блокировки банковских счетов со стороны россиян говорит о том, что Банк России перегнул палку в вопросах борьбы с мошенничеством, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Что делать, если вы столкнулись с этой проблемой, какие способы помогут ускорить процесс возвращения средств — в материале NEWS.ru.
Набиуллина заявила, что россияне стали значительно меньше жаловаться на мошеннические действия, но вместе с тем участились сообщения о необоснованных блокировках счетов.
«Вот мы что видим? Например, жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция, но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали средства», — сказала глава ЦБ на конференции «Фокус на клиента».
Регулятор требует от банков раскрывать полную информацию о причинах блокировок и призывает действовать таким образом, чтобы у абсолютно добросовестных людей не замораживали деньги, отметила Набиуллина.
Она добавила, что работа по исправлению ситуации уже ведется и появляются первые обнадеживающие результаты.
В ЦБ ранее сообщили, что заморозка счетов возможна в трех основных случаях: при признаках мошеннических операций, операциях по отмыванию денег и нарушениях в сфере налогообложения.
Гендиректор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев заявил NEWS.ru, что блокировка счетов и платежных карт может происходить по двум основаниям:
«В соответствии с разъяснениями Банка России в случае блокировки кредитная организация обязана проинформировать владельца счета о причинах, в том числе и потому, что от этого зависят последующие действия по разблокировке счета», — сказал Мехтиев.
Если банк блокирует счет из-за подозрительной операции, первое, что должен сделать клиент, — обратиться в кредитную организацию и потребовать разъяснений, сказал в беседе с NEWS.ru директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«После заявления Набиуллиной о том, что в борьбе с мошенничеством где-то перегнули палку, банки обязаны раскрывать правовое основание блокировки и объяснять, что именно вызвало подозрения», — пояснил он.
По словам эксперта, как правило, от клиента требуют документы, подтверждающие происхождение средств или назначение операции, — договоры, квитанции и справки о доходах. Нужно быстро собрать и передать эти данные, поскольку сроки ограничены. Банк должен объяснить причину блокировки в течение пяти рабочих дней, а клиент — предоставить обоснования в течение недели.
Если банк отказал в разблокировке счета, то следует подать заявление в Межведомственную комиссию при Центральном банке РФ (МВК ЦБ) для обжалования решения кредитной организации, отметили эксперты. МВК занимается спорами, связанными с включением клиентов в группы риска в соответствии с 115-ФЗ.
«Заявление с приложением необходимых документов должно содержать сведения о заявителе, банке и обстоятельствах отказа», — отметил в беседе с NEWS.ru юрист ЕЮС Никита Пинчук.
По словам Мехтиева, если кредитная организация, несмотря на предоставление всех запрошенных документов и пояснений, продолжает блокировать операции по счету, то следует запросить письменные объяснения причин такого решения.
Если ответ банка вас не устроит, то нужно обратиться в ЦБ через интернет-приемную, подробно объяснив ситуацию и предоставив все ранее запрошенные документы, уточнил он.
По мнению Пинчука, если Банк России отклонил жалобу или вопрос не был решен, остается судебная защита — подача искового заявления в суд общей юрисдикции к банку об оспаривании незаконной блокировки и возмещении убытков. Суд, исходя из обстоятельств дела и представленных доказательств, может признать действия банка незаконными и обязать его восстановить доступ к счету, заключил юрист.
По данным Росфинмониторинга, с января по сентябрь 2025 года в ведомство поступило 840 обращений от граждан и юрлиц по вопросам блокировки банковских счетов.
Читайте также:
«Где-то перегнули палку». Набиуллина раскритиковала работу ЦБ? Что известно
ЦБ будет блокировать снятие налички: какие операции сочтут подозрительными
Что делать, чтобы вашу карту не заблокировали: советы ЦБ и экспертов