В России скоро вновь начнут выписывать штрафы за среднюю скорость. Предполагается, что камеры на дорогах уже с 1 сентября 2024 года будут бороться с водителями, которые притормаживают перед контролем скорости, а затем вновь разгоняются. За что именно автомобилисты будут получать штрафы — в материале NEWS.ru.
Впервые штрафы за среднюю скорость в России появились в 2013 году. Но с самого начала у юристов к ним были вопросы. В 2018-м водитель из Смоленской области Николай Баусов дошел со своей жалобой до Верховного суда. По его словам, «средняя скорость — это слишком размытое понятие». Ведь она не устанавливает обстоятельства нарушения.
Например, в некоторых случаях водитель может проехать между двумя камерами, которые измеряют среднюю скорость, но не по основной дороге, а по объездному пути (и он может быть короче). Или же автомобиль может быть погружен на эвакуатор после проезда одной камеры и сгружен перед другой. И тогда штрафовать надо уже водителя эвакуатора. Или же водитель может стоять у обочины и позже превышать скорость не на 20 км/ч, а на 100 км/ч. За это уже грозит другое наказание. Тогда дело Баусова было отправлено на пересмотр, но в итоге он все равно заплатил определенную сумму за нарушение.
Однако в 2021 году штраф за среднюю скорость все-таки был отменен. Причина заключалась в том, что в КоАП отсутствовало само понятие «средняя скорость». Кроме того, по закону в постановлении должно быть указано конкретное место нарушения ПДД, а в случае со средней скоростью его не было. Мало того, иногда водителей штрафовали дважды за одно превышение — они получали штрафы за так называемое «мгновенное» нарушение со стандартных камер, а также за превышение средней скорости.
Как передает «Коммерсант», Министерство транспорта России планирует отправить на межведомственное согласование проект изменений в ПДД. Там будет прописано понятие «средняя скорость» и отмечено, что запрещается ее превышать. Изначально в Минтрансе хотели ввести в действие новые поправки 1 марта 2024 года, однако сейчас речь идет о 1 сентября. Как передает издание, проект уже поддержали регионы и Минэкономики.
Под «средней скоростью» будет подразумеваться «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». «Местом совершения нарушения» станет зона контроля последней камеры.
Для расчета средней скорости на участке дороги длиной хотя бы в несколько километров установят две камеры. Первая будет отмечать время въезда на участок, а вторая — время выезда. Таким образом, будет известно расстояние, которое преодолел автомобиль, и его время. Затем делим путь, пройденный объектом, на время его движения и получаем среднюю скорость.
Если полученный итог будет выше введенных ограничений, то водитель получит штраф.
Новыми штрафами в ГИБДД хотят бороться с так называемым «эффектом кенгуру». Под ним подразумеваются ситуации, когда водители заранее знают, где находятся камеры контроля скорости (а эту информацию сейчас дают, например, навигаторы), и притормаживают перед ними. Затем они вновь разгоняются и едут со значительным превышением.
Согласно российским ПДД, максимальное ограничение скорости в городе составляет 60 км/ч, за городом можно ехать 90 км/ч, на некоторых трассах в летнее время можно разгоняться и до 130 км/ч. Однако это общие ограничения, на каждом участке дороги могут устанавливаться дополнительные — например, 20 км/ч или 40 км/ч.
При этом, согласно российскому КоАП, за превышение скорости менее чем на 20 км/ч не штрафуют. То есть получается, что в городе водитель может ехать со скоростью 79 км/ч, не опасаясь получить штраф. Правда, за превышение скорости на 60 км/ч уже могут лишить прав на четыре — шесть месяцев.
В ГИБДД всегда отмечали, что превышение скорости является одной из главных причин ДТП. Так, глава ведомства генерал-лейтенант полиции Михаил Черников ранее отмечал, что из-за превышения скорости погибает каждый четвертый участник смертельных ДТП.
В настоящий момент на дорогах России есть более 24 тыс. стационарных камер, которые могут фиксировать различные нарушения ПДД. Согласно статистике МВД, на камеры сейчас приходится до 90% всех штрафов, которые выписываются водителям.
Чаще всего они фиксируют на видео лишь превышение скорости (это делают 72% аппаратов). Однако в 2022 и 2023 году стали массово появляться камеры, которые могут видеть выезд на встречку (13% устройств), нарушения требований знаков и разметки (почти 11%), проезд на красный свет (10,8%), невыполнение требований об остановке перед стоп-линией (8%), движение по полосе для маршрутных ТС (4,4%), отказ водителя пропустить пешехода на переходе (2,4%).
Превышение скорости — это самое распространенное нарушение ПДД. На него приходится порядка 75% всех штрафов (чаще всего водители превышают скорость на 20–40 км/ч, а вот превышение на 60 км/ч и более — это лишь 0,5% штрафов).
На втором месте по количеству штрафов — несоблюдение действий дорожных знаков или разметки, в том числе нарушения правил остановки и стоянки (9,6% штрафов). Замыкает тройку проезд на красный сигнал светофора и выезд за стоп-линию — 2,9% случаев.
Читайте также:
Как выехать из сугроба на автомате и механике: полезные советы водителям
Черный список лекарств для водителей увеличат: за какие таблетки лишат прав
Как распознать скрученный пробег и не купить «ведро с болтами»
Почему китайские автомобили стоят в России в два раза дороже, чем в КНР