Повышение утильсбора с 1 декабря: какие машины еще можно будет купить

Авто 19 ноября, 2025 / 23:00

В октябре и в первой половине ноября российский автомобильный рынок был на подъеме. Однако эксперты отмечают: с 1 декабря резко повышается утилизационный сбор на машины с моторами мощностью 160 л. с. И многие популярные модели будет ввозить экономически невыгодно. Какие автомобили подорожают больше всего, сколько будет стоить Toyota Camry или Geely Monjaro и что еще будут привозить — в материале NEWS.ru.

Что происходит сейчас на авторынке

Всю первую половину 2025 года эксперты говорили, что авторынок в кризисе: продажи падали, у дилеров скопилось много машин 2024 года и даже 2023-го, на новые авто предлагали скидки. Однако начиная с сентября рынок оживился — это произошло после того, как власти объявили о планах поднять ставки утилизационного сбора и отменить возможность уплаты льготного сбора для физических лиц за модели с моторами мощнее 160 л. с. Изначально «утиль» хотели поднимать в ноябре, но затем срок перенесли на 1 декабря.

Разница между льготной ставкой утильсбора и коммерческой огромна. Если физическое лицо может раз в год привезти машину и заплатить сбор 3,4–5,2 тыс. руб., то коммерческая ставка, например, на машины с 2,5-литровым мотором мощностью 260 сил с 1 декабря будет 2,1 млн руб. Поэтому все, кто хотел привезти себе машину, поспешили это сделать.

По данным агентства «Автостат», в октябре в Россию было ввезено рекордное в 2025 году число новых автомобилей — 49,5 тыс. штук. Для сравнения, в июне было импортировано 25,8 тыс. единиц. А продажи новых машин в октябре были лучшими за последние 12 месяцев (165,7 тыс.), что позволило нашему авторынку стать вторым в Европе — впереди только Германия с результатом 250,1 тыс. машин.

При этом продажи подключаемых гибридов (PHEV) в октябре вообще установили исторический рекорд — 6292 шт. — на 54% больше, чем в октябре прошлого года. Однако руководитель «Автостата» Сергей Целиков полагает, что это может быть взлет перед глубоким падением. «Следующий, 2026 год для этого сегмента авторынка окажется крайне сложным», — предупреждает эксперт.

Одновременно с ростом продаж стали увеличиваться и цены, а дилеры начали отменять скидки и бонусы. И средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России достигла рекордного показателя — 3,43 млн руб. Это на 2,2% больше, чем в сентябре, а по сравнению с осенью прошлого года рост составил уже 8%.

Как утильсбор изменит авторынок

До сих пор физические лица могли раз в год ввозить новые или подержанные автомобили с мотором объемом до трех литров с уплатой символического утильсбора (3,4 тыс. руб. за машины до трех лет и 5,2 тыс. руб. за авто старше трех лет). Однако с 1 декабря система изменится — помимо объема двигателя, учитываться будет еще и мощность. А льготу будут давать, только если автомобиль слабее 160 л. с.

А ведь многие кроссоверы, большие седаны сейчас оснащаются двигателями, которые выдают больше 160 «лошадей». И, например, за кроссовер с мотором 1,5 литра и мощностью 170 л. с. утильсбор составит 750 тыс. руб. А если объем двигателя больше двух литров, а мощность свыше 220 сил, то утильсбор будет уже 2,002 млн руб.

Коснется реформа и современных технологичных электромобилей и последовательных гибридов. Причем если для бензиновых и дизельных машин мощность считается максимальная, то здесь учитывается так называемая 30-минутная мощность электродвигателя. Для получения льготы она должна быть не больше 80 сил. И современных гибридов и электрокаров с такой мощностью очень мало — обычно они имеют гораздо больше сил.

На сколько подорожают автомобили

Возьмем популярный китайский кроссовер Geely Monjaro, который является одним из главных хитов параллельного импорта из Китая. Эта модель оснащается турбированным мотором объемом 1969 куб. см (то есть проходит в категорию 1–2 литра), а его мощность — 238 сил.

У дилеров Geely такая модель без учета скидок стоит от 4 549 990 руб. Еще недавно «неофициальные» машины, которые привозили из Китая с оформлением льготного утильсбора, обходились примерно на 700–900 тыс. руб. дешевле. У такой машины не было официальной гарантии и русифицированного меню (его приходилось устанавливать самостоятельно за дополнительные деньги), однако многие предпочитали экономить.

После 1 декабря утилизационный сбор для нового Geely Monjaro составит 842 тыс. руб. вместо прежних 3,4 тыс. Соответственно, на такую же сумму подорожают и «параллельные» автомобили, которые физлица привозят для себя. А вот как изменятся цены на официально поставляемые в страну машины, в Geely пока не говорят. Но можно предположить, что рано или поздно стоимость таких авто тоже вырастет.

Еще один пример: Toyota Camry, которая является одним из самых популярных седанов в России. Сейчас эту машину предлагают от 3,7 до 4,75 млн руб. в зависимости от комплектации. Большинство новых Camry, которые к нам привозят из Китая, оснащается 2-литровым бензиновым мотором (1987 куб. см) мощностью 173 силы, гибридным мотором такого же объема на 197 сил или 2,5-литровым агрегатом на 230 сил (Camry с американского рынка к нам сейчас привозить экономически невыгодно).

С 1 декабря 2025 года утильсбор для 173-сильной Camry составит 750 тыс. руб., а для версии с 2,5-литровым мотором — 2,002 млн руб. Соответственно, на такую сумму и подорожают новые машины.

Болезненным будет повышение утильсбора и для больших корейских автомобилей, таких как Hyundai Palisade, Kia Sorento, Hyundai Santa Fe и других, которые оснащаются обычно двигателями мощнее 160 л. с. Сильно вырастут в цене и большие внедорожники. Например, если сейчас утильсбор за новый Toyota Land Сruiser Prado (250 Series) с мотором объемом 2,4 литра и мощностью 279 сил составляет 3,4 тыс. руб., то скоро он будет 2,1 млн руб.

​Ну а если говорить о моделях премиум-класса, то здесь повышение утильсбора выглядит еще более значительным. Например, BMW X5 с 3-литровым мотором мощностью 375 сил подорожает на 2,4 млн руб., а версия X5 M60i с двигателем 4,4 литра и мощностью 530 л. с. вырастет в цене на 3,818 млн руб. (сейчас 530-сильные Х5 стоят 19–20 млн руб.).

«Подорожание на 2 млн руб. для Toyota Camry или небольшого кроссовера среднего ценового сегмента — это катастрофа. Даже плюс 1 млн руб. часто делает привоз таких машин невыгодным. А вот для высокого премиального сегмента 2–3 млн руб. — это плюс 10–15% к цене. К тому же покупатели премиума не будут отказываться от того, к чему они привыкли, из-за небольшого подорожания», — пояснил NEWS.ru автомобильный эксперт Дмитрий Гайдукевич.​

Отдельная история — с современными китайскими гибридами и электромобилями. Для них льготная ставка сохранится только для машин с 30-минутной мощностью до 80 сил. Это означает, что практически все популярные китайские электрокары и подзаряжаемые гибриды подпадут под коммерческий утильсбор.

Например, для моделей Li Auto, которые пользуются огромной популярностью в России, 30-минутная мощность составляет 180–190 л. с., а это значит, что утильсбор окажется в районе 1,5–1,8 млн руб. Для Tesla Model 3 с 30-минутной мощностью от 110 до 210 сил утильсбор составит от 1,1 до 1,8 млн руб. в зависимости от версии.​

Что останется доступным: машины до 160 сил

Но не все так мрачно. Например, в Китае продается достаточно моделей, которые оснащаются моторами мощностью менее 160 л. с. Для них сохранятся льготные ставки утильсбора — те самые 3,4 тыс. руб. за новую машину и 5,2 тыс. за подержанную. А значит, эти автомобили не подорожают из-за нововведений.

Один из самых интересных вариантов — Nissan X-Trail, который доступен с 2-литровым мотором мощностью 144 л. с. Сейчас цены на X-Trail начинаются от 2,8–3 млн рублей за базовые версии и доходят до 4,3 млн за топовые комплектации с полным приводом. ​Не подорожают и такие модели, как Skoda Octavia с мотором 1,4 л, Toyota Corolla, Mazda 3, Kia K3 (она же Cerato), Nissan Altima (в России известна как Teana). Все они оснащаются моторами мощностью от 122 до 150 л. с.

Среди кроссоверов в списке доступных останутся Volkswagen T-Roc и Volkswagen Tharu XR, Honda Vezel, Mazda CX-50, Skoda Kamiq, Geely Coolray (он же Binyue Cool), BYD Seagull (75 сил). Все эти модели сохранят конкурентоспособные цены. Будут привозить и премиальные модели, только с базовыми двигателями. Например, Audi Q3 или BMW X1.

«Наверняка более интересными станут относительно редкие модели. Например, родстер Mazda MX-5 или маленький внедорожник Suzuki Jimny. Особенности утильсбора сделают их более привлекательными. Еще один вариант модели, про которую не все подумают, — большой Volkswagen Transporter или Caravelle в базовой версии с 2-литровым турбодизелем (120 или 150 л. с.). Другая крайность — маленький корейский автомобиль Kia Ray. В отличие от японских кей-каров у него „нормальный“ руль, двигатель объемом 1 литр на 76 сил, коробка — автоматическая», — пояснил Гайдукевич.

Читайте также:

Вертолет в багажнике: как устроены летающие автомобили из Китая, цена в РФ

Повышение утильсбора с 1 декабря: как купить машину и не попасть на штраф

Lada Iskra: что за модель, где купить, на чем сэкономить

Как правильно заполнить европротокол при ДТП, когда обязательно вызвать ГАИ