Волжский автозавод сделал первые кроссоверы Lada Azimut — пока пять машин, но в ближайшее время их будет уже 16. Они нужны заводу для проведения сертификационных испытаний и получения документа «Одобрение типа транспортного средства». После этого Azimut можно будет продавать в России. Что такое Lada Azimut, какие уникальные опции получит автомобиль и почему у него не будет полного привода — в материале NEWS.ru.
Главный формат автомобилей на российском авторынке — это кроссоверы или SUV (sport utility vehicle). По данным агентства «Автостат», сейчас более 70% всех продаваемых автомобилей относятся именно к этому сегменту. А если бы значительную часть рынка у нас не занимали относительно дешевые седаны Lada Granta и Vesta, то речь могла бы идти и о 90%.
Однако у АвтоВАЗа до сих пор нет модели, которую можно назвать кроссовером. В гамме компании есть лишь два «суровых» внедорожника. Это трехдверная «Нива», которой скоро исполнится 50 лет, и Niva Travel, разработанная еще в 90-х годах прошлого века. Но и тот и другой автомобили нельзя назвать кроссовером — удобным для города и быстрым на скоростной трассе. Все-таки «Нивы» — это машины для бездорожья.
Еще есть «кросс-версии» легковых Granta, Vesta, Largus и Iskra. Но и они не могут полноценно соперничать с новыми китайским кроссоверами, которые активно завоевывают рынок. Поэтому АвтоВАЗу остро необходим свой современный кроссовер.
Создавать его начали еще в начале десятилетия. До ухода Renault из России в 2022 году предполагалось, что модель построят на агрегатах Duster. Проект был на высокой стадии готовности, но бегство французов заставило тольяттинцев придумывать что-то свое. И новый автомобиль решили делать на платформе, которая лежит в основе Lada Vesta.
Впервые кроссовер показали президенту Владимиру Путину в январе 2025 года во время его визита на завод (тогда машина еще проходила под кодовым обозначением B+ Cross). А публичная премьера состоялась в июне на Петербургском международном экономическом форуме.
Azimut построен на платформе Vesta, но общих деталей осталось мало. От «Весты» кроссовер унаследовал силовую структуру кузова, передние лонжероны, моторный щит и переднюю часть пола. Все остальное — новое.
Интересно, что Azimut на 30 мм короче «Весты», но на 50 мм шире и на 60 мм выше. А главное, что колесная база «Азимута» больше, чем у Lada Vesta, сразу на 40 мм. Для компактных моделей это большая разница — именно расстояние между передними и задними осями напрямую влияет на простор на втором ряду кресел. А еще тут большой багажник: 508 литров в стандартном состоянии (для сравнения, у Haval Jolion — 337 литров, а у Geely Coolray — 330 литров).
И еще одна важная цифра — дорожный просвет у Azimut 208 мм. У «Нивы» меньше — 200 мм.
К моменту старта продаж Lada Azimut АвтоВАЗ планирует серьезно модернизировать свои двигатели. Обновленные моторы первым получит именно кроссовер. Это будут:
А еще кроссовер начнут оснащать новым турбированным 1,5-литровым двигателем, который будут закупать у «китайского партнера». Ожидается, что его мощность составит 150–160 л. с. Вместе с этим мотором будет трудиться классический шестиступенчатый «автомат» (тоже китайский). А версии попроще получат 6-ступенчатую механическую коробку от китайской компании WLY или вариатор той же фирмы.
По качеству отделки салона и количеству всевозможных опций Azimut сможет спорить с любым китайским кроссовером. Комбинированная отделка в серебристо-оранжевых или черно-зеленых тонах, 10,25-дюймовый сенсорный экран мультимедийной системы, цифровая комбинация приборов, натуральная кожа на сиденьях, качественный пластик с мягкой панелью приборов… Выглядит внутри Azimut богато. При этом у Azimut сохранены физические клавиши, которые отвечают за климатическую установку, подогревы и прочее.
В базовую комплектацию войдут:
А в топовой версии будет уже шесть подушек, система контроля слепых зон, панорамная крыша с люком, камеры кругового обзора на 360 градусов, кожаный салон, электропривод крышки багажника, беспроводная зарядка для смартфонов. И даже электрический обогрев боковых стекол — такой системы пока нет ни у одной другой модели.
Еще одна особенность модели — голосовой помощник GigaChat на базе нейросети от «Сбера». Это российский аналог ChatGPT, адаптированный для автомобилей. Обещают, что он сможет не только строить маршруты и управлять музыкой, но и читать новости, искать ближайшие шиномонтажи или АЗС, через нее можно будет даже платить за заправку и парковку.
Цену на Lada Azimut озвучат ближе к старту продаж, но глава АвтоВАЗа Максим Соколов дал понять, что кроссовер будет стоить чуть дороже нынешних моделей Lada. Эксперты с ним согласны. «Я думаю, что будет от 2,5 млн, а это конкурентная цена с другими аналогичными китайскими моделями. Все будет зависеть, конечно, от комплектации», — рассказал NEWS.ru вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
И если Lada Azimut действительно будет стоить 2,5 млн рублей, то у него будет много сильных соперников. В первую очередь это Haval Jolion, который сейчас является самым популярным кроссовером на российском рынке. А еще Chery Tiggo 4, Tenet T4, Geely Coolray и Cityray, Changan CS35, Belgee X50, Solaris HC (бывший Hyundai Creta). «Azimut придется нелегко на рынке. Для Lada это принципиально новая модель, а вот китайские марки уже завоевали свою аудиторию в сегменте небольших кроссоверов», — пояснил автомобильный эксперт, редактор журнала «За рулем» Кирилл Милешкин.
Но при этом у Lada будут козыри в борьбе с соперниками. Во-первых, это самая широкая дилерская сеть в стране. Во-вторых, доступное техническое обслуживание и недорогие запчасти. В-третьих, адаптация под российские дороги и климат.
Но у модели есть и недостатки. «Первый — это то, что автомобиль появится в продаже не сегодня. А хотелось бы уже сейчас — машина получилась интересной. Второй недостаток — это отсутствие системы полного привода, Lada Azimut будет только переднеприводной. В сегменте небольших кроссоверов полный привод, конечно, штука необязательная. Но в России к нему всегда было свое отношение. У нас свои дороги и направления. И в формате кроссовера полный привод очень бы хотелось», — рассказал Милешкин.
АвтоВАЗ планирует начать серийное производство Azimut в первой половине 2026 года, а старт продаж намечен на второе полугодие.
Читайте также:
Цены на зимние шины взлетели на 13%: что случилось, когда ждать снижения
ФНС начала рассылать транспортный налог: топ-10 ответов на вопросы
Granta, Iskra, Niva: сколько сейчас стоят «Лады» в хорошей комплектации