С 1 апреля 2024 года многим водителям в России придется заново сдавать экзамены в ГИБДД, чтобы подтвердить свои права. Кому нужно будет проходить эту процедуру, что для этого потребуется и нужно ли снова поступать в автошколу — в материале NEWS.ru.
Согласно принятому 10 июля 2023 года Федеральному закону № 313-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 закона „О безопасности дорожного движения“» водители, которые ездят в России с иностранными правами, должны будут получить удостоверения российского образца.
Как разъяснило МВД, получать российские ВУ придется водителям с иностранными правами, которые имеют вид на жительство РФ, или тем, кто уже получил гражданство России. Согласно закону № 313-ФЗ, на замену прав дается один год. И отсчет этого срока начнется как раз 1 апреля 2024 года.
Правда, есть исключение — новый закон не коснется водителей, которые получали права в Белоруссии. С белорусскими правами можно будет ездить и после 1 апреля 2025 года.
Имеются и другие исключения. Например, послабление сделано для сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений (а также членов их семей), а также для работников международных организаций, аккредитованных при МВД России (и членов их семей).
Речь идет не о полноценном обмене прав на российские, а о получении российского удостоверения в дополнение к иностранному. То есть одновременно у водителя будет два документа: российского образца (его надо будет показывать на территории нашей страны) и иностранного, который будет действовать за границей.
Автоматического получения российских удостоверений не будет, придется сдавать экзамен. Правда, только теоретический.
Теоретически вопросы на экзамене при обмене прав будут точно такими же, как и при получении удостоверения впервые. Поэтому можно будет воспользоваться стандартными программами для подготовки к теории.
Кроме того, нужно помнить, что перед визитом в ГИБДД и сдачей теоретического экзамена водителям нужно будет пройти медицинский осмотр.
Для получения медсправки необходимо успешно пройти следующих врачей: офтальмолога, психиатра, психиатра-нарколога, терапевта или врача общей практики, невролога (обязателен для получения «грузовых» прав или удостоверений на право управления спецтехникой). Иностранные медсправки в России не принимаются.
При обмене «легковых» прав учиться в автошколе не обязательно — достаточно будет самостоятельно вспомнить особенности российских ПДД и потренироваться отвечать на билеты. Однако самостоятельная подготовка возможна только при получении «мотоциклетных» прав или удостоверений категории В или В1.
А вот если водитель с иностранными правами планирует управлять грузовиком или автобусом, то придется заново учиться в автошколе (это необходимо для категорий C, D, CE, DE, а также C1 и D1, C1E и D1E).
Если российские граждане или имеющие вид на жительство РФ не успеют вовремя обменять иностранное водительское удостоверение, то с 1 апреля 2025 года они могут быть оштрафованы по ч.1. ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством). Наказание за езду без прав составит от 5 тыс. до 15 тыс. руб. При этом автомобиль будет эвакуирован на штрафстоянку.
Кстати, если вы посадите за руль своего знакомого, а у него не будет действующего водительского удостоверения, то получить можно будет сразу два штрафа: 5–15 тыс. руб. — для водителя и сразу 30 тыс. руб. — для собственника машины, если он заведомо знал, что у водителя нет прав.
Новый закон касается только граждан России и людей, которые получили вид на жительство в РФ. Иностранцы могут ездить в России по своим национальным удостоверениям. Но лишь в случае своего законного пребывания в стране.
При обмене иностранных прав на российские придется заплатить государственную пошлину — 2000 руб.
Авторы законопроекта уверяли, что в некоторых странах мира водительские удостоверения иногда выдаются бессрочно или сразу на несколько десятилетий: получив их впервые в 18 лет, с одними и теми же правами можно ездить очень долго. В итоге водители с российскими правами вынуждены были проходить медицинский осмотр каждые 10 лет, а с иностранными — нет. И эту правовую коллизию решили устранить, приняв новый закон.
Кроме того, новый закон ставит барьер на пути водителей, которые были лишены в России водительских прав (например, за езду в состоянии алкогольного опьянения), но получали за границей новые ВУ и ездили по нашим дорогам уже с иностранными правам.
В настоящий момент в такси могут работать лишь водители, которые имеют российское, белорусское, казахстанское или киргизское водительские удостоверения. Однако с 1 апреля 2025 года водители, которые получили российские гражданство или вид на жительство, должны будут получать российские права (исключение — граждане Белоруссии, для них ничего не меняется).
Естественно, это приведет к новым сложностям для мигрантов, которые работают в такси или заняты в транспортных перевозках. В итоге водителей может стать еще меньше.
А проблема с нехваткой водителей уже приводит к росту стоимости перевозок. Например, в «Яндекс.Такси» сообщили «Известиям», что приток новых водителей в 2023 году сократился на 15% (другие сервисы рассказали, что в регионах отток водителей составляет до 30%).
Читайте также:
Стоит ли покупать авто сейчас: как подорожают машины после падения рубля
Белорусский кроссовер BelGee X50: сколько стоит, полюбят ли его в России
Самые популярные кроссоверы с пробегом: сколько стоят, покупать ли сейчас
Машины в России с 1 августа подорожают: какие именно, в чем причина