В Пекине прошел грандиозный военный парад в честь 80-летия победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и окончания Второй мировой войны. Мероприятие стало самым масштабным торжеством такого рода в истории КНР и дало повод иностранным наблюдателям отметить специфику китайской армии и ВПК. Чем удивил парад специалистов и простых зрителей, какое политическое послание он нес и какое впечатление произвел — в материале NEWS.ru.
Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и китайские политтехнологи устроили на площади Тяньаньмэнь в Пекине масштабное и временами прямо завораживающее зрелище. В параде приняли участие более десяти тысяч человек, сотни самолетов и образцов военной техники. На торжество прибыли делегации и главы 26 государств, поддерживающих партнерские отношения с Китаем, в том числе и президент России Владимир Путин.
Старт параду войск и техники дали 80 артиллерийских залпов, символизирующих 80-ю годовщину победы в Войне сопротивления японской агрессии, как называют ее в Поднебесной, после чего над площадью был поднят государственный флаг КНР и прозвучал гимн.
Впервые в торжествах приняли участие подразделения военно-космических сил НОАК, а также войск киберпространства и информационной поддержки. Их цель — «одерживать победу в информационных и интеллектуальных войнах».
Первое, что бросается в глаза экспертам: многое из вооружения НОАК — это первоклассные доработки зарубежных образцов или разработки на основе иностранной техники. Так, над Пекином пролетели вертолеты, очень похожие на американские UH-60 Black Hawk, истребители, созданные по мотивам штатовских же F-22, и вполне узнаваемые лицензионные копии советско-российских Су и МиГ.
Значительная часть продемонстрированных зенитных ракет и даже ракетных комплексов — модернизированные версии советских и российских образцов. Реактивные системы залпового огня тоже, очевидно, собраны по технологиям США и РФ. Схожая ситуация, судя по показанным на параде, наблюдается с крупногабаритными воздушными и наземными беспилотниками и роботизированными платформами. Что касается небольших по размеру БПЛА — китайцы уже давно сами законодатели мод.
Среди новых видов бронетехники на параде показали танки «Тип 100» и боевые машины поддержки, которые отличаются «высокой степенью интеллектуализации». Они являются аналогами последних модификаций российских Т-80 и Т-90, а также БМПТ «Терминатор».
Гвоздем же программы стала демонстрация межконтинентальной баллистической ракеты DF-5C, радиус поражения которой, по заявлениям китайских властей, охватывает всю планету.
Пекин умудрился продемонстрировать миру сразу всю свою ядерную триаду прямо на центральной площади столицы: ракеты наземного базирования «Дунфэн-61» и «Дунфэн-31», воздушного базирования «Цзинлэй-1», и, раз не было возможности похвастаться подводными лодками, тягачи провезли по площади ракеты подводного базирования «Цзюйлан-3».
«Любой военный парад — это мероприятие прежде всего политическое, поскольку демонстрация военной силы всегда рассчитана на две стороны: на внутренних потребителей — показать своему населению, что „мы — ого-го!“ — и на зарубежных высоких гостей и рядовых зрителей, которых нужно убедить в том же самом. Общее послание внушительного действа на площади Тяньаньмэнь читалось четко: „мир, смотри, что у нас есть, и учитывай это в своей политике“», — считает китаист и военный аналитик Петр Мальцев.
Стоит обратить внимание на то, как был обставлен прием иностранных лидеров на параде в Пекине, указал в беседе с NEWS.ru председатель Фонда развития Азии, военный эксперт Александр Собянин.
«Первое — по давней традиции перед парадом император встречает дружественные государства. И мы говорим именно об императорской символике. Красная дорожка, прохождение через ворота и через Запретный город в Пекине — это имперские ритуалы, встреча тех, кто принимает имперское лидерство Китая для своих стран. При этом из всех резко выделены две страны — Россия и КНДР. И не только тем, что их лидеры везде были рядом с Си, но и единственные, кто прошли и пожали руки ветеранам той войны», — пояснил Собянин.
По его словам, три державы — Китай, КНДР и Россия — показали «военное братство и преемственность победы» в войне, которая шла в регионе с 1930-х по 1945 год. Потому встречи лидеров РФ и КНДР с главой КНР были обставлены совершенно иначе, чем все прочие встречи.
«Эти акценты очень важны для будущего всего Индо-Тихоокеанского региона. Это означает, что три страны видят себя победителями тихоокеанского фронта Второй мировой войны, объединенными боевым братством. И военные амбиции любой из трех держав в этом регионе будут поддержаны двумя другими», — добавил Собянин.
Массовостью китайские парады уже вряд ли кого могут удивить, но вот невероятной сложностью постановки, четкостью и слаженностью действий каждого ее участника китайцы, конечно, способны поразить любого, в этом сошлись практически все наблюдатели.
«С эстетической точки зрения военный парад в Пекине — это не только про оружие, но про хореографию. Массовую и синхронную настолько, что кажется, будто по площади шли не люди, а роботы, управляемые единым разумом. Идеальное — и массовое! — попадание в ритм, в музыку, в предлагаемый образ. В этом китайцев сейчас вряд ли кто-то может переплюнуть», — резюмирует Мальцев.
Читайте также:
Легкий и скорострельный: чем уникален новый автомат АМ-17 от «Калашникова»
«Сапсан» мог ударить по Кремлю: Россия уничтожила дальнобойные ракеты ВСУ
Круче «Орешника». Ядерные торпеды и лазеры: новое оружие РФ отрезвит Европу
США в шоке: Россия доминирует в гонке дронов, в чем секрет успеха ВС РФ