Убийство лидера ДНР Александра Захарченко может окончательно похоронить Минские соглашения и вывести кризис в отношениях между США и Россией на новый уровень. Украина совмещает тактику взятия народных республик измором с точечными ликвидациями, сеет панику среди населения и таким образом навязывает Москве свой сценарий решения вопроса Донбасса.

Глава Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко 31 августа был смертельно ранен при взрыве в кафе «Сепар» в центре Донецка. Оно находится на бульваре Пушкина рядом с резиденцией главы ДНР. Источники сообщают, что глава собрался с друзьями на поминки умершего накануне в Москве уроженца Донецка, певца Иосифа Кобзона. Проводы организовала охрана руководителя республики. После детонации взрывчатки раненого Захарченко отвезли в больницу, но врачи не смогли спасти его жизнь. Как сообщают СМИ, пострадали ещё три находившихся в кафе человека. В том числе был ранен его соратник Александр Тимофеев (Ташкент), министр налогов и доходов ДНР и фактически второй человек в республике. Военный корреспондент Семён Пегов сообщил News.ru, что судя по осколкам витрины кафе, взрывное устройство находилось не в припаркованном автомобиле, как отмечали очевидцы, а внутри заведения: «При взрыве осколки вылетели наружу, а не внутрь, как было бы, если бы устройство находилось возле кафе».

По подозрению в диверсии были задержаны «несколько человек, украинские диверсанты и связанные с ними лица», сообщили источники в администрации Донецка. Советник Захарченко заявил, что за убийством лидера ДНР стояли те же люди, кто убил командиров Гиви и Моторолу. Служба безопасности Украины предсказуемо отвергла обвинения в убийстве главы ДНР. В свою очередь российский МИД квалифицировал убийство Захарченко как теракт. Постоянный представитель ДНР на Минских переговорах, председатель Народного совета Денис Пушилин обвинил в убийстве Киев и пообещал отомстить. Временным главой республики назначен Дмитрий Трапезников.

Вход в кафе в Донецке, в котором погиб Александр ЗахарченкоФото: РИА НовостиВход в кафе в Донецке, в котором погиб Александр Захарченко

У истоков республики

Уроженец Донецка Александр Захарченко с 2006 года занимал должность исполнительного директора ООО «Торговый дом «Континент», входившего в холдинг олигарха Рината Ахметова. С декабря 2013 года Захарченко возглавил Донецкое отделение харьковской общественной организации «Оплот» (её основатель Евгений Жилин был застрелен в 2016 году в Подмосковье). Когда начались события второго Майдана, «оплотовцы» выступили как одни из самых активных его противников, устраивая в том числе силовые акции против «майдановцев». В ходе протестов на Юго-Востоке Украины весной 2014 года Захарченко в составе группы из шести человек захватил донецкую городскую администрацию. Затем был назначен военным комендантом Донецка, возглавлял МВД ДНР, был командиром действовавшего в составе ополчения подразделения «Оплот». В августе 2014 года сменил Александра Бородая на должности председателя Совета министров ДНР, а в ноябре, победив на выборах, занял пост главы ДНР. Первое покушение на Захарченко было совершено 30 августа 2014 года. Тогда он не пострадал, но его водитель получил ранения. Во время боёв за Дебальцево в феврале 2015 года глава ДНР был ранен в ногу.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Отношения Захарченко с другими народными командирами в ДНР были непростыми. В разное время его подвергали резкой критике Игорь Стрелков, Игорь Безлер (Бес), Александр Ходаковский. Его имя часто ассоциировали с Минскими соглашениями, которые многие в Донбассе считали предательством. В то же время, в отличие от смещённого в 2017 году главы ЛНР Игоря Плотницкого, Захарченко ездил на передовую, общался как с ополченцами, так и с простыми жителями Донбасса, за что заслужил уважительные отзывы даже от активных критиков.

Убийство Александра Захарченко говорит о большом количестве недостатков в работе служб безопасности республики, отмечает News.ru политолог, соучредитель Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко. В данном случае, продолжает Бондаренко, единственными интересантами этого убийства могут быть украинцы. «Если в предыдущих резонансных убийствах могли присутствовать бизнес-интересы, здесь это однозначно политика. Но если бы в Израиле палестинцы убили местного политика, ответ мог бы быть только один — силовое уничтожение множества террористов. Сегодня день большой скорби для Донецка и многих русских людей», — заключает он.

Череда смертей

Александр Захарченко был не единственным, кто стоял у истоков создания ДНР и ЛНР в 2014 году и был убит. В большинстве случаев вина возложена на украинских диверсантов, но есть подозрения, что ряд убитых лидеров стали жертвами внутренних противоречий в республиках.

1 января 2015 года в районе Лутугино были расстреляны полевой командир Алексей Беднов с позывным Бэтмен и пять человек из его отряда. Ответственность взяло на себя руководство ЛНР, которое за два дня до покушения завело на Беднова уголовное дело по подозрению в разбое и краже людей. По версии властей в Луганске, силовики республики пытались разоружить полевого командира, но он оказал вооружённое сопротивление.

23 января были убиты «народный мэр» Первомайска Евгений Ищенко с позывным Малыш и трое его соратников. Ответственность возложили на украинских диверсантов, однако известно, что Ищенко и подконтрольный ему отряд казаков были противниками тогдашнего главы ЛНР Игоря Плотницкого.

26 марта в центре Донецка неизвестными убит командир батальона «Мираж» Роман Возник с позывным Цыган. Он принимал активное участие в митингах весной 2014 года, стал депутатом «парламента Новороссии», а позже создал свой отряд.

23 мая около села Михайловка убит контролировавший город Алчевск полевой командир Алексей Мозговой. Его машина была расстреляна на дороге, вместе с Мозговым погибли его пресс-секретарь, водитель, двое охранников и два случайных мирных жителя. В марте на него уже было совершено неудачное нападение, ответственность за которое взял на себя украинский партизанский отряд «Тени». Также было известно о противоречиях между Мозговым и Плотницким.

12 декабря в районе Первомайска прогремел взрыв в машине командира «первого казачьего полка имени Платова» Павла Дрёмова. Автомобиль был подарком в честь готовящейся свадьбы ополченца. Ранее Дрёмов угрожал обнародовать компромат на Плотницкого.

24 сентября 2016 года был найден повешенным в камере бывший премьер правительства ЛНР Геннадий Цыплаков. За неделю до смерти Плотницкий обвинил Цыплакова в попытке госпереворота.

16 октября в результате взрыва в лифте своего многоэтажного дома погиб полевой командир Арсений Павлов с позывным Моторола. По делу об убийстве МГБ ДНР задержало шестерых подозреваемых, якобы связанных с украинскими спецслужбами.

8 февраля 2017 года в Макеевке в результате взрыва в своём рабочем кабинете погиб командир отряда «Сомали» Михаил Толстых с позывным Гиви.

Эдуард Попов, политолог:

Прежде всего хочу высказать соболезнования в связи с гибелью Александра Захарченко. Я с ним лично встречался дважды и могу сказать, что он был очень обаятельным человеком. Я нередко критиковал его деятельность на посту главы ДНР, но все люди, кто был с ним в бою, отмечали его удивительную смелость. Сейчас Донбасс, все две республики, ДНР и ЛНР, по сути, потеряли свой символ.

Украина давно успешно проводит тактику индивидуального террора, её агенты уничтожили десятки видных деятелей республик. В то же время видно, что их оборона слабая, республика буквально нашпигована агентами СБУ. Известны случаи, когда в МГБ ДНР приходили устраиваться люди, которые ранее работали в СБУ. Я об этом говорил, ещё когда убили Моторолу. Если украинские диверсанты смогли добраться до самого Захарченко, значит, никто в Донбассе не может чувствовать себя в безопасности. На Захарченко давно велась охота, и она увенчалась успехом. То есть вопрос ликвидации лидеров и командиров республик — дело времени.

На мой взгляд, Киев и дальше будет использовать стратегию взятия республик измором, активно совмещая её с точечным террором. Сейчас каждый день территории ДНР и ЛНР подвергаются обстрелам, люди постоянно живут в нервозном состоянии. Киев таким образом хочет навязать всем своё видение решения проблемы Донбасса, склонить Москву к вводу международных миротворцев. При этом не стоит ждать прямого военного наступления. Как показывает практика, нынешняя стратегия Киева намного успешнее.