Американский президент Дональд Трамп прямым текстом заявил, что США в Сирии интересует лишь нефть, а не вопросы безопасности границ и т.д. Ранее об этом говорил и вице-президент Соединённых Штатов Майкл Пенс, пообещавший не допустить контроля Анкары или Москвы над сирийскими нефтяными месторождениями. Очевидно, подобные заявления американского руководства — сигнал для Турции и России, каждая из которых воспринимает Сирию как сферу своего влияния.
Ещё в конце октября вице-президент США Майкл Пенс заявил, что Вашингтон намерен сохранить контроль над нефтяными месторождениями в северной Сирии и не допустить их попадания под влияние Анкары или Москвы. Теперь же схожий тезис озвучил и американский президент Дональд Трамп.
Прекращение огня [в Сирии] хорошо закрепилось. Мы сохранили нефть. Патрулировать границу в Сирии могут другие, откровенно говоря. И Турция воевала [там] тысячи лет. Пусть они занимаются границей! Мы не хотим это брать на себя, мы желаем вернуть наших солдат на родину. Но мы оставили [в Сирии] солдат, так как сохраняем контроль за нефтью. Мне нравится нефть, — подчеркнул он.
Заявление президента США прозвучало незадолго до того, как стало известно, что российские и турецкие военные провели первое совместное патрулирование в Сирии в рамках «сочинской сделки». Об этом официально сообщило Министерство обороны России. По данным ведомства, военнослужащие обоих государств проинспектировали приграничную территорию протяжённостью в 100 км.
The first joint land patrol was completed in Ad Darbasiyah region to the east of Euphrates, in which Turkish and Russian military elements participated with four vehicles each and UAVs.https://t.co/HHK2pJUFtT pic.twitter.com/9AWSkf6pm8
— T.C. Millî Savunma Bakanlığı (@tcsavunma) 1 ноября 2019 г.
Международное сообщество и, в частности, Россия неоднократно обвиняли Соединённые Штаты в том, что их активность на Ближнем Востоке обусловлена в первую очередь стремлением взять под контроль местные энергоресурсы. В отличие от предыдущих американских администраций действующее руководство, как показали заявления Пенса и Трампа, даже не пытается скрывать важности этого фактора в своей внешнеполитической деятельности.
Вместе с тем, как отметил в беседе с News.ru заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, слова президента США могут иметь и определённый подтекст, например приглашение России к торгу по другим, не касающимся Сирии, вопросам.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
В Сирии не слишком много нефти, эта страна никогда не относилась к числу активных нефтедобывающих государств. На мой взгляд, заявление Трампа — это некий приём по торговле, в прямом и переносном смысле. Непонятно, долго ли американцы продержатся на территории Сирии: в конце концов, можно сидеть у месторождения, вокруг которого находятся сирийские солдаты, и что тогда будут делать США с этой нефтью? Ведь её нужно же куда-то вывозить. Возможно, это очередной этап торга со стороны Соединённых Штатов для их окончательного ухода из Сирии — на условиях, о которых я не могу судить.
Как подчёркивает эксперт, на сирийской территории слишком мало нефти, чтобы ради неё идти на те риски, которые принимают сейчас США. Тем не менее, полагает Храмчихин, заявление американского президента вполне укладывается в привычную логику его действий:
Трамп ведь только тем и занимается, что со всеми торгуется. Причём в одинаковом стиле: сперва завышая ставки до максимума, а затем начиная уступать по отдельным аспектам. И сейчас мы видим тот же процесс.
Что же касается возможной реакции с российской и турецкой сторон, то, как напоминает аналитик, у Москвы и Анкары разные цели и задачи в Сирии. Турция в данном случае вряд ли что-то сможет противопоставить Соединённым Штатам, а вот России, видимо, Белый дом и предлагает некий торг. Тезис о том, что Асад должен уйти, похоже, уже не занимает прежнего места в западной повестке в целом и американской в частности. Но Вашингтон заинтересован в том, чтобы хотя бы и при действующем сирийском лидере Соединённым Штатам что-то досталось.