Между Китаем и США разгорается новый конфликт — из-за намерения Вашингтона поставить Тайваню военные грузы. Решение администрации Трампа вряд ли можно отменить: оборонный бюджет США на 2019 финансовый год предполагает содействие островному государству в укреплении боеготовности.

Пекин потребовал от заокеанских коллег немедленного отказа от намерения обеспечить Тайвань запчастями к боевой технике. В частности, в опубликованном заявлении официального представителя Министерства обороны КНР Жэнь Гоцяна содержится адресованное Соединённым Штатам требование вернуться к соблюдению принципа «одного Китая» и пунктов трёх совместных китайско-американских коммюнике. «Требуем, чтобы США немедленно отменили соответствующий проект по продаже вооружений Тайваню, приостановили поставки оружия на остров и свернули американо-тайваньские военные связи для предотвращения дальнейшего ущерба отношениям между вооружёнными силами США и КНР, а также миру и стабильности в Тайваньском проливе». МИД КНР, в свою очередь, назвал действия американского руководства угрозой китайскому суверенитету и интересам национальной безопасности.

Причиной эскалации в американо-китайских отношениях стало принятое Соединёнными Штатами на официальном уровне решение заключить сделку с Тайванем по продаже запчастей для американских F-16 и F-5, военно-транспортных бортов C-130, а также для боевых самолётов тайваньского производства IDF (AIDC F-CK-1). Общая сумма закупок должна составить $330 млн. Сделка, как отмечают в Вашингтоне, направлена на укрепление боеготовности тайваньских вооружённых сил. Президентская администрация островного государства уже выразила благодарность США за помощь и заявила, что остров будет продолжать «поддерживать тесную связь и сотрудничество» с Вашингтоном по всем вопросам, включая безопасность. Напомним, что 13 августа американский лидер Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2019 финансовый год. Его объём составил $716 млрд (это на $16 млрд долларов больше, чем в 2018 году). Документ содержит пункт о содействии Тайваню в укреплении его обороноспособности.

Истребитель IDF (AIDC F-CK-1) «Цзинго»Фото: 玄史生/CC 3.0/wikipedia.orgИстребитель IDF (AIDC F-CK-1) «Цзинго»

Первым ответным шагом КНР стал отказ американским властям в возможности совершить заход военного корабля ВМС США в порт Гонконга, сообщила старейшая газета Гонконга South China Morning Post со ссылкой на американское диппредставительство. «Мы имеем длительную историю успешных портовых визитов в Гонконг и рассчитываем на то, что это будет продолжаться и дальше», — приводит издание комментарий генконсульства США. Источники американских изданий утверждают, что базирующийся в Японии универсальный десантный корабль Wasp планировал совершить заход в специальный административный район КНР в октябре этого года. Дальнейшая эскалация неизбежна, полагают западные аналитики. Реален силовой сценарий на территории островного государства, считающегося 22-й по величине экономикой мира. Не исключено, что в него будут втянуты как китайские, так и американские силы.

Тайвань остаётся фактором, усложняющим американо-китайские отношения на протяжении десятилетий. С момента образования в 1949 году Китайской Народной Республики американское руководство продолжало оказывать поддержку бежавшим на остров властям Китайской Республики (КР) и признавать их единственным законным правительством. В 1945–1971 годах КР оставалась членом ООН и постоянным членом Совбеза. Шанхайское коммюнике, подписанное КНР и США примерно 40 лет назад, всё изменило — Вашингтон взял на себя обязательства соблюдать принципы политики «одного Китая». Поддерживать контакты с политическими лидерами Тайваня Соединённые Штаты после этого не стремились (по крайней мере, публично). Президент Дональд Трамп поступил вразрез с этими правилами, приняв 2 декабря 2016 года поздравительный звонок от руководителя Тайваня Цай Инвэнь. Поступок избранного на тот момент главы Белого дома вызвал волну возмущения в КНР. Впрочем, 9 февраля 2017 года президент США провёл телефонные переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, в ходе которых согласился уважать линию «одного Китая».