31 мая в столицу Германии прибыл госсекретарь Майкл Помпео. К этому визиту ещё с момента его анонсирования было приковано внимание журналистов, экспертов и политиков. Во-первых, для главы американской дипломатии это — первая поездка в Берлин, несмотря на то, что на своём посту он находится уже больше года и успел посетить более 40 стран. Во-вторых, — отношения между США и ФРГ сейчас переживают свой далеко не лучший период.

Как замечают немецкие СМИ, перед вылетом Помпео дал понять своим германским партнёрам, что переговоры не будут лёгкими. Так, он сообщил журналистам из своего пула, что ФРГ должна всерьёз озаботиться повышением расходов на оборону.

Они (ФРГ. — News.ru) являются очень крупным экономическим игроком в Евросоюзе и должны с воодушевлением вносить свой соразмерный вклад в обороноспособность Европы, — заявил американский госсекретарь.

До Берлина Майкл Помпео добрался со второй попытки — запланированная встреча с Меркель 7 мая была внезапно отменена буквально накануне, что стало фактически дипломатической пощёчиной для Берлина. Теперь же Помпео привёз с собой пакет крайне непростых и неприятных для Германии переговорных пунктов, которые он на протяжении 45 минут обсуждал с канцлером Меркель, а также с министром иностранных дел Хайко Маасом. Среди главных вопросов — ситуация вокруг Ирана. Берлин всё ещё пытается спасти иранское ядерное соглашение, а также ищет пути противодействия ужесточающимся американским санкциям, запрещающим иметь дело с Тегераном.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На короткой пресс-конференции, предваряющей встречу, Маас сказал:

Мы едины в том, что стремление Ирана заполучить ядерное оружие нужно пресекать. Однако не секрет, что у нас разные взгляды в том, каким путём идти в этом вопросе.

Ангела Меркель решила сохранить дипломатичный и примирительный тон, заметив, что несмотря на разногласия, «США остаются для Германии главным партнёром вне Европы».

Среди других острых вопросов повестки была ситуация вокруг китайского телеком-гиганта Huawei, также попавшего под жёсткие санкции США, а кроме того — проблема «Северного потока — 2», строительство которого вызывает крайнее раздражение в Вашингтоне, вплоть до возможного введения ограничений для компаний, вовлечённых в этот проект. На вопрос, попадут ли под санкции немецкие предприятия, работающие над «Северным потоком — 2», Помпео дал уклончивый ответ, не исключив и серьёзных мер:

Мы никогда не обсуждаем санкции до их введения.

Кроме того, стороны обговорили ближневосточный конфликт между Израилем и Палестиной, Украину, а также Сирию, где американцы хотели бы видеть некоторое усиление миссии бундесвера.

Детали переговоров, а также конкретные результаты, достигнутые по итогам встречи, не стали достоянием широкой общественности. Ангела Меркель лишь подчеркнула, что за 45 минут они успели обсудить множество вопросов и определённо в будущем стороны «сохранят интенсивные контакты».

Помпео не остался в долгу, вспомнив, как более 30 лет назад он, будучи молодым солдатом, в рамках миссии США патрулировал границу между Западной и Восточной Германией, и похвалил «стремление немцев к свободе».

После своего майского демарша, а также учитывая общий фон немецко-американских отношений, Майкл Помпео и не мог рассчитывать на слишком тёплый приём со стороны Ангелы Меркель. Однако всё же канцлерин предприняла все усилия для того, чтобы «не выносить сор из избы». Тем более, что судя по всему, разговор был в большей степени формальным и никаких прорывных договорённостей достигнуто не было.