Украина окончательно становится одним из элементов глобального соперничества между США и Китаем. Важным признаком стало то, что основатель известной американской частной военной компании (ЧВК) Blackwater (переименована в Academi) Эрик Принс, который неофициально консультирует президента США Дональда Трампа, как сообщается, ведёт переговоры о приобретении ПАО «Мотор Сич» — крупнейшего украинского производителя авиадвигателей. Впрочем, с этой фигурой есть свои проблемы.
О том, что Принс проявляет интерес к «Мотор Сич», сообщило американское издание Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на чиновников, которые знакомы с этим вопросом. По данным газеты, администрация Трампа обратилась к основателю Blackwater с целью не допустить покупки акций украинского предприятия консорциумом китайских компаний. 24--27 октября Принс посетил завод на Украине, а также обсудил ситуацию вокруг «Мотор Сич» с местными чиновниками. WSJ обращает внимание на то, что в конце сентября этого года визит на предприятие совершил временный поверенный в делах США на Украине Билл Тейлор и старший советник Пентагона по оборонной промышленности на Украине Дональд Винтер. Впрочем, по информации американского издания, Белый дом обсуждал возможность приобретения украинского производителя авиадвигателей с бизнесменом Максом Поляковым, который владеет компанией Firefly Aerospace со штаб-квартирой в Техасе.
Этим летом директор по связям с общественностью «Мотор Сич» Анатолий Малыш в комментарии украинскому «Общественному ТВ» рассказал, что китайские Skyrizon Aircraft и Xinwei Group подали на согласование в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) сделку по приобретению контрольного пакета (более 50%) акций предприятия. Впрочем, как сообщал АМКУ, госконцерн «Укроборонпром» выразил намерение вернуть себе контроль над ПАО, акционированным в начале 1990-х годов. Ситуация накаляется. Сейчас «Мотор Сич» производит авиадвигатели для вертолётов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолётов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, оборудование для перекачки газа. В постсоветский период компания продолжала активно сотрудничать с российской стороной, но затем масштабы сотрудничества начали сокращаться за счёт выхода предприятия на новые рынки, в том числе на китайский. После событий 2014 года Киев запретил любое военно-техническое сотрудничество с Москвой.
После того как Skyrizon Aircraft и Xinwei Group проявили активный интерес к контролю над «Мотор Сич», в дело попытались вмешаться США, которые продолжают с Китаем глобальное торговое противостояние. В конце августа экс-помощник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон посетил Киев, где провёл переговоры с секретарём Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александром Данилюком. В числе обсуждённых тем были не только аспекты евроатлантической интеграции Украины, но и способы оградить промышленность Незалежной от недобросовестного бизнеса из Китая. По данным WSJ, именно Болтон, который впоследствии покинул администрацию Трампа, стал активным противником приобретения «Мотор Сич» китайскими компаниями. Ситуацией вокруг предприятия, которое производит авиадвигатели, занимались сотрудники Совета национальной безопасности Белого дома и американского посольства на Украине.
При этом Болтон отмечал, что политика Китая втягивает другие государства в долговую яму. Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан вступил с ним тогда в заочную перепалку.
Мы твёрдо осуждаем заявления Болтона, в которых он очерняет сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс — один путь» и пытается создать брешь между Китаем и другими странами. Но мы не удивлены этим, — сказал дипломат.
Гэн Шуан заявил, что в отличие от проводимой США политики «Америка прежде всего» сотрудничество Китая с другими государствами и международными организациями основано на принципах совместной координации, общих вкладов и взаимной выгоды. Партнёрство между странами должно отвечать взаимным интересам, обратил внимание официальный представитель китайского дипведомства.
В истории вокруг основателя ЧВК Blackwater наблюдатели обращают внимание на то, что он зарекомендовал себя как парламентёр в непубличном диалоге между администрацией Трампа и Кремлём. Так, известно о его попытках организовать канал обратной связи Белого дома с российскими представителями через Сейшелы. Является ли его участие в «Мотор Сич» приемлемым для украинской стороны, пока непонятно.