18 сентября 2017 года исполнилось 70 лет со дня появления могущественной и наиболее таинственной спецслужбы Соединённых Штатов — Центрального разведывательного управления. Именно в этот день семь десятков лет назад в силу вступил Закон о национальной безопасности, подписанный 26 июля 1947 года президентом США Гарри Трумэном. Но, конечно, ЦРУ было создано не за одно лето, как можно было бы подумать: в течение шести лет до официальной даты учреждения «разведывательного агентства мирного времени», то есть в годы Второй мировой войны, существовали различные его версии.
Сегодняшнее ЦРУ по своему влиянию в сотни раз превосходит то управление, которым оно было в первые годы своего существования. Но примечательно то, что методы работы спецслужбы (и не только, кстати, американской) с тех пор практически не изменились. Они во все времена лишь приспосабливались к научно-техническим достижениям, продолжают приспосабливаться и сегодня.

«Лазейки» и тайные фонды с момента основания
На момент появления ЦРУ треть его сотрудников были ветеранами Управления стратегических служб (УСС), основанного в 1942 году при содействии британской разведки МИ6, а руководителем агентства стал контр-адмирал Роскоу Хилленкоттер.
Однако агентство даже с такими кадрами не сразу заработало на полную мощность. Более того, почти два года оно не имело ни формального устава, ни одобренного конгрессменами бюджета и сильно зависело от Пентагона и Госдепартамента, ведомств, работу которых, по идее, должно было координировать. Но к тому времени уже была провозглашена знаменитая внешнеполитическая «Доктрина Трумэна», поэтому в американском истеблишменте всё чаще стали звучать голоса, что новая разведывательная структура должна заниматься секретными операциями. При этом в Законе о национальной безопасности ничего не говорилось о тайных операциях за границей, а только о «других связанных с разведкой функциях и обязанностях, относящихся к национальной безопасности». Как отмечают историки спецслужб, этот тезис и стал той «лазейкой», которая позволила проводить сотни не подкреплённых юридически и не утверждённых Конгрессом секретных операций, в том числе в течение срока полномочий Трумэна.
В конце 1947 года Совет национальной безопасности издал первые секретные приказы для ЦРУ. Они сводились к проведению «тайных психологических операций для противостояния советской и вдохновлённой Советами деятельности». К 1950 году агентство инициировало так называемую операцию «Пересмешник», когда агенты ЦРУ начали курировать некоторых журналистов ведущих изданий и предоставлять им закрытую информацию в обмен на продвижение интересов управления в массы. Показательная первая практическая задача за рубежом, которую начали выполнять специалисты ведомства, — победить коммунистов на итальянских выборах 1948 года. Руководитель римской резидентуры, служивший в УСС, Джеймс Энглтон оценил бюджет операции в $10 млн, но такими деньгами ЦРУ не располагало. Не помогло и обращение к банкирам с Уолл-стрит. Деньги нашлись в Валютном стабилизационном фонде — он был создан в эпоху Великой депрессии для укрепления стоимости доллара за границей, а после Второй мировой преобразован в хранилище трофеев. В итоге сумки с наличностью сделали своё дело и на выборах победили христианские демократы.
Февральский кризис в Чехословакии 1948 года и триумф коммунистов послужил фоном для принятия плана Маршалла. ЦРУ имело прямое отношение к этой экономической программе восстановления Европы, и через различные схемы проценты от выделенной Конгрессом помощи поступали в распоряжение агентства. С тех пор практика организации резервных и тайных фондов для спонсирования спецопераций стала постоянным инструментом ЦРУ. Это дало возможность агентству участвовать практически во всех политических и военных конфликтах следующих десятилетий в разных точках мира.

Атрибуты спецслужбы
«Может ли агентство, наконец, собрать какую-то информацию внутри Политбюро?» — по свидетельствам историков, именно такой вопрос задал своим сотрудникам шеф ЦРУ Аллен Даллес, которого интересовал текст антисталинской речи Хрущёва на ХХ съезде Коммунистической партии. Однако это удалось не агентам управления, а израильским шпионам, которые передали документ уже упомянутому Джеймсу Энглтону. Это — яркий пример того, как ЦРУ в 1956 году полагалось на иностранные разведывательные службы, если не могло выведать информацию самостоятельно. Полагается оно так и сегодня.
К слову, одной из заслуг Даллеса считается успешная программа добычи информации о полигонах и позициях ПВО СССР с помощь самолётов-шпионов U-2. До знаменитого полёта Пауэрса в 1960 году самолёты U-2 вторгались в воздушное пространство СССР не менее 20 раз. Сегодня роль U-2 выполняют стратегические беспилотники. Конечно, они не вторгаются в российское воздушное пространство, но ЦРУ активно использует аппараты для разведки и нанесения ударов в Афганистане и на Ближнем Востоке, нередко организуя для них секретные базы или деля тот или иной объект с Пентагоном.
Программы поддержки иррегулярных формирований — также одна из «коронок» сегодняшнего ЦРУ. Не секрет, что управление активно поддерживало через Пакистан и самостоятельно афганских моджахедов, воевавших против СССР. Причём не только из-за того, что враг моего врага — мой друг, но расчёт делался на втягивание страны в конфликт для истощения экономики и т.д.
Ещё во времена УСС многие американские чиновники высказывали опасения, что цели и задачи разведывательной службы без должного надзора могут привести к появлению «американского гестапо». После трагедии 11 сентября ЦРУ начало активно использовать «расширенную технику ведения допросов» в своих секретных тюрьмах в Польше, Румынии, Литве, Афганистане, а также в лагере Гуантанамо. Информация о различных методах пыток часто просачивалась в СМИ, и хотя сторонники силовых действий пытались возразить аргументом, что цель оправдывает средства, тем не менее официально Вашингтон закрыл ряд тюрем.
«Сложно сказать, сколько на самом деле человек в мире имеет отношение к ЦРУ. Численность сотрудников управления засекречена, но есть ещё и агентура, частные компании, которые привлекаются для выполнения тех или иных задач, — отметил в беседе с обозревателем News.ru историк Александр Широкорад. — В США есть даже закон, по которому разглашение сведений о принадлежности человека к разведке считается преступлением». По словам эксперта, ЦРУ часто конкурирует с Агентством национальной безопасности, которое занимается технической разведкой, и даже с ФБР. «Считается, что конкуренция и бюрократические проволочки привели к тому, что спецслужбы проспали подготовку к терактам 11 сентября, — продолжает Широкорад. — Были случаи, когда ЦРУ действовало вразрез с политикой Госдепартамента, как это было с делом Иран-контрас».
Тогда ЦРУ поставляло оружие в Иран, а деньги шли на финансирование никарагуанских повстанцев-контрас. Во Вьетнаме ЦРУ вело свою отдельную войну от Пентагона, причём задействовало и наёмников, и авиацию. А для организации высадки в заливе Кочинос управление даже создало свою армию из кубинской оппозиции. «В общем, трудно найти какой-либо конфликт в мире, где не было бы руки ЦРУ, — считает историк. — При этом во многом управление задавало и продолжает задавать тон современному развитию спецслужб всех стран мира».
