Командующий ливийской национальной армией Халифа Хафтар снова прибыл в Москву. Его визит не случаен — он проходит в преддверии конференции высокого уровня в итальянском Палермо, на которую получили приглашение президенты России и США. Москва проводит многовекторную политику в Ливии и не расценивает командующего ЛНА как основного игрока на ливийской политической сцене, однако своей поездкой в Россию Хафтар пытается продемонстрировать Западу обратное.

Владимир Путин не будет встречаться с командующим ливийской национальной армии Халифой Хафтаром — это не предусмотрено графиком российского президента, сообщил 8 ноября спикер Кремля Дмитрий Песков. Хафтар прибыл в Москву накануне и уже провёл переговоры с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. В ходе встречи стороны обсудили вопросы безопасности в ближневосточном регионе и Северной Африке, а также борьбу с международным терроризмом и разрешение кризисной ситуации на территории Ливии, сообщила пресс-служба Минобороны.

Визит командующего ЛНА не остался без внимания мировых СМИ: российские военные поддерживают этого полевого командира, контролирующего восточные области Ливии, они неоднократно принимали его, в том числе на борту авианосца «Адмирал Кузнецов», напоминает в связи с визитом агентство Reuters. 12-13 ноября в итальянском Палермо пройдёт международная конференция по Ливии, куда приглашены высшие должностные лица РФ, в том числе Владимир Путин. Очевидно, визит ливийского военачальника из Тобрука в Москву приурочен к этому событию, предполагает издание.

Хафтар перед саммитом в Палермо пытается оказать влияние на Москву, принуждая Кремль принять более выгодную для него позицию, указывает News.ru руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семёнов: «Цель — продемонстрировать накануне конференции в Палермо, что он является главным союзником Москвы в Ливии. Здесь нет ничего нового, визит носит точно такое же содержание, как и предыдущие контакты Хафтара».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

После свержения Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии так и не появился единый центр управления страной: на западе власть находится в руках президентского совета и правительства национального согласия (ПНС) в Триполи во главе с премьером Фаизом Сараджем, на востоке и частично юге — в руках избранной в 2014 году палаты представителей в Тобруке, которая поддерживает так называемая ливийская национальная армия во главе с маршалом Халифой Хафтаром. Одним из главных достижений Хафтара является захват в 2016 году «нефтяного полумесяца» — крупнейших средиземноморских нефтеотгрузочных портов, которые затем неоднократно переходили из рук в руки.

Главнокомандующий ливийской армией маршал Халифа ХафтарФото: Mohammed El-Sheikhy/AP/TASSГлавнокомандующий ливийской армией маршал Халифа Хафтар

29 мая 2018 года противоборствующие ливийские фракции на переговорах, которые состоялись во время Международной конференции по Ливии под эгидой ООН и председательством президента Франции Эммануэля Макрона, договорились о проведении президентских и парламентских выборов в стране 10 декабря. В конференции приняли участие генсек Лиги арабских государств Ахмед Абу аль-Гейт, а также Фаиз Сарадж, Халифа Хафтар, депутаты из Тобрука и лидеры ряда африканских государств. Мероприятие в Палермо должно стать следующим этапом на пути ливийского урегулирования. Спикер Кремля Дмитрий Песков в октябре отмечал, что поездка Путина в Палермо пока не готовится, а 8 ноября подтвердил, что российский президент не приедет в Италию.

В реальности у России нет возможности серьёзно вмешиваться в процессы, происходящие в Ливии, указывает Семёнов: «В отличие от Сирии, Ливия — территория, которая жизненно важна для стран Европейского союза, в частности, Франции и Италии. Россия не пойдёт с ними на конфликт и не согласится на поставки оружия любой из сторон, несмотря на разговоры о якобы существующем механизме обхода оружейного эмбарго, до сих пор действующего в отношении Ливии. Тем более исключено явное военное вмешательство». Хафтара поддерживают Египет, ОАЭ (Эмираты снабжают ЛНА оружием), Франция в связи с объяснимым интересом к этой стране, но у Хафтара на самом деле нет официального статуса — он действительно полевой командир, напоминает Семёнов и не исключает, что «определённые круги в Кремле питают к нему симпатии».

В то же время для России важно продемонстрировать готовность к переговорам со всеми участниками конфликта в Ливии, поэтому Хафтара и принимают в Москве. «Тем более, он преподносит себя как борца с терроризмом, а антитеррористическая повестка важна для Кремля», — заключает Семёнов.