Президента Реджепа Тайипа Эрдогана нередко обвиняют в настойчивой исламизации Турции, которая на протяжении почти всего XX века считалась бастионом секуляризма на Ближнем Востоке. Попытки усилить влияние религии в республике Эрдоган делал ещё в начале 2000-х, находясь на посту премьер-министра. Исследователи чаще всего объясняют такую политику его принадлежностью к джамаату «Искандер-паша» и увлечённостью фигурой проповедника Мехмета Захида Котку. 1 октября исполнилось ровно 60 лет с момента, как Котку был назначен имамом знаменитой мечети в Стамбуле.
Крайним сторонником исламизации турецкого общества Эрдоган зарекомендовал себя, ещё работая в правительстве. Его Партия справедливости и развития (ПСР) с 2002 года проводила курс, который был направлен на ослабление главного гаранта светскости Турецкой Республики — военных, имевших до недавнего времени огромное влияние на внутреннюю политику.
Основными шагами на пути укрепления ислама в Турции принято считать отмену запрета на хиджаб в высших учебных заведениях в 2010 году, а также в государственных ведомствах (2013 год). Количество построенных в стране мечетей за время правления ПСР приблизилось к 20 тысячам, что не могло не вызывать тревогу среди сторонников светского пути развития. Политика Эрдогана и его сторонников привела к тому, что в марте 2008 года генеральный прокурор страны Абдуррахман Ялчинкая подал иск в конституционный суд, требуя запретить партию, заявив, что её деятельность «противоречит светскому характеру развития страны». Однако требования прокурора так и не были удовлетворены.
Те, кто учился вместе с будущим президентом Турецкой Республики, говорят, что он отличался религиозностью ещё со школьной скамьи. Сверстники с иронией называли его Ходжа — духовным титулом, распространённым на территории Ближнего и Среднего Востока.
После начальной школы Пийале Паша Реджеп Тайип Эрдоган перешёл в религиозный лицей имама Хатипа. Однако на тот момент в Турции образования в религиозном лицее было недостаточно для поступления в вуз, поэтому будущему лидеру пришлось пробоваться в лицей Эйюп.
Нельзя сказать, что воззрения будущего президента не вызывали интерес правоохранительных органов. Широко известен эпизод 1998 года, когда Эрдоган был осуждён за то, что публично читал стихотворения исламистского характера на митинге в провинции Сиирт. Эрдогану инкриминировали «разжигание национальной розни и вражды», хотя прочитанный им текст авторства Зия Гюкальпа, пан-тюркистского активиста, не значился в чёрных списках. Это не помогло будущему президенту: суд приговорил его к десятимесячному тюремному заключению. Правда, за решеткой он провёл только четыре месяца и был освобожден досрочно.
Радикальность Эрдогана принято связывать с принадлежностью к ордену Накшбанди, а точнее — к джамаату «Искандер-паша». История этой общины начинается примерно с того момента, как на пост имама исторической стамбульской мечети Искандер-паши 1 октября 1958 года был назначен влиятельный религиозный проповедник Мехмет Захид Котку.
Для его последователей нередко характерна яростная антизападная и антисемитская традиция, которая находит своё отражение в некоторых заявлениях турецкого лидера сейчас. Общеизвестно, что после победы на выборах 3 ноября 2002 года Эрдоган провёл первую пятничную молитву в мечети Мехмета Захида Котку (Стамбул), что является лишним свидетельством его принадлежности к вышеуказанному джамаату.
«Если вы посмотрите на фигуры ПСР за последние годы, вы найдете поразительное количество тех, кто связан не столько с Накшбанди, сколько с его ответвлением — "Искандер-паша"», — объясняет шведский ученый Сванте Корнелл, специализирующийся на Закавказье, Турции и Центральной Азии.
На сегодняшний день мало кто сомневается в идеологической приверженности президента Турции к этому джамаату, о чём также свидетельствуют и высказывания политика по поводу Европы, США, Израиля.
По всей видимости, конфликт Эрдогана с проповедником Фетхуллахом Гюленом, которому инкриминируют попытку военного переворота в Турции в 2016 году, очевидно, имеет ещё и идеологическую подоплёку. Беглый проповедник, который сейчас проживает в США, — член «Нурджулар», то есть последователь богослова Саида Нурси. А ее отношения с «Искандер-паша» можно назвать конкурентными.
«Президент Эрдоган, который является членом одного из течений Накшбанди, по-прежнему имеет положительное представление об этом течении, — утверждает член общины "Искандер-паша" Сулейман Чакмак. — Он вырос в этой традиции, и его происхождение связано с ней, поэтому он относится к ней лояльно».
Однако Чакмак предполагает, что турецкий лидер в настоящее время оказывает джамаату поддержку на расстоянии и с его членами реально никак не связан.