Саммит Евросоюза в Брюсселе заложил основу для упорядоченного выхода Великобритании из состава европейского объединения. Такие выводы сделала канцлер Германии Ангела Меркель, комментируя итоги прошедшей встречи на высшем уровне. Безусловно, в истории с Brexit остаётся фактор неопределенности: откажется ли британский парламент одобрять сделку по «разводу» между Лондоном и Брюсселем, пока не ясно.
«Мы можем сказать, что с позиции 27 стран-членов ЕС есть основа для упорядоченного выхода и для будущих отношений, — заявила Меркель. — Можно сказать, что это был исторический саммит и исторический день, который, конечно, вызывает двойственные чувства».
Глава германского кабинета министров выразила сожаление, что Британия хочет выйти из ЕС, однако, по её словам, «данный вотум нужно уважать». Она обратила внимание, что согласованный документ по Brexit представляет собой «хороший баланс прав и обязательств». В частности, он предполагает «беспрецедентно тесное сотрудничество» в вопросах безопасности. Однако Меркель не отрицает, что впереди у Брюсселя и Лондона еще много работы, которую предстоит выполнить. В воскресенье, 25 ноября, лидеры ЕС утвердили соглашение по поводу Brexit, содержательная часть которого была предметом многократных обсуждений почти на протяжении двух лет.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвал достигнутые договорённости о выходе Великобритании из ЕС лучшими и единственно возможными для всех сторон.
«Это единственное и лучшее решение из всех возможных как для Евросоюза, так и для Великобритании, — пояснил представитель европейского объединения. — Brexit — грустный день для ЕС, я убежден, что это справедливо и в отношении Великобритании, что покажет ближайшее будущее».
Юнкер призвал к ратификации согласованного сторонами документа, что, конечно же, в первую очередь было обращено к британскому парламенту. «Те, кто считает, что была возможна лучшая договорённость, окажутся крайне разочарованы в первые же минуты, как откажутся утвердить этот документ», — добавил он. Опасность того, что законодательная власть Соединённого Королевства откажется принимать документ, есть, однако лидеры ЕС, похоже, не готовы говорить об этом прямо сейчас. «Это вопрос спекулятивного характера, на который я не дам ответа», — заявила Меркель, отвечая на вопрос журналистов, что будет, если британские парламентарии откажутся от сделки. «Пока сосредоточимся на том, чтобы достигнутое сегодня было доведено до конца», — добавила она.
Юнкер в свою очередь дал обещание оставить в институтах ЕС всех работающих там граждан королевства. На пресс-конференции по итогам саммита ЕС он заявил: «Что касается британских чиновников в Еврокомиссии, никто не будет выброшен на улицу, никто не будет уволен. За три десятилетия в единой Европе я всегда отмечал высокий профессионализм и приверженность своему делу тех, кто прибыл из Великобритании. Могут быть перестановки, но никто не будет уволен».
В евроструктурах заняты несколько тысяч высокооплачиваемых чиновников, которые имеют гражданство Великобритании. Правда, как именно Юнкер собирается сохранить на работе британцев, он не уточнил. Наблюдатели полагают, что выполнить такое обещание будет непросто, поскольку в этих институтах все рабочие места распределяются по вполне определённым квотам между странами, входящими в европейское объединение. Лицам из третьих государств, которые не относятся к Евросоюзу, просто запрещается там выполнять какую-либо работу.
Проблема Гибралтара, из-за которой сделке между Лондоном и Брюсселем едва ли не предсказывали крах на саммите в воскресенье, похоже, будет решена так, чтобы удовлетворить и Британию, и Испанию. Мадрид заявил, что доволен теми гарантиями, которые дал ЕС по территориальной проблеме на будущих переговорах с Лондоном о плане дальнейших действий после брекзита. Обещания ЕС, похоже, убедили Испанию проголосовать за сделку по «разводу». «Испания удовлетворена полученными гарантиями, — заявил испанский дипломатический источник в кулуарах саммита. — Это позволяет поддержать решение саммита по документам о Brexit». По его словам, Мадрид будет внимательно наблюдать за тем, как статус Гибралтара планируют обсуждать на переговорах о формате будущих отношений ЕС и Великобритании.
Итогом саммита стало то, что конституционный статус территории не изменится после того, как Великобритания выйдет из состава Евросоюза. По словам премьер-министра Британии Терезы Мэй, «страна будет вести переговоры о будущем партнерстве как одна целая британская семья, включая Гибралтар».