Количество беспилотников в Вооружённых силах РФ за последние семь лет увеличилось почти в десять раз. Между тем кризис в экономике и санкции ударили и по созданию боевых дронов. Российские производители испытывают недостаток в финансировании. Конструкторы из-за санкций лишились возможности плодотворно сотрудничать с западными компаниями. В то же время Министерство обороны не утратило интерес к созданию российских аналогов иностранных боевых дронов, и работы в этом направлении будут продолжены, отмечают эксперты.

9 октября Министерство обороны РФ приостановило разработку ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Альтаир». В ближайшее время работы по созданию дрона передадут от казанского ОКБ имени Симонова Уральскому заводу гражданской авиации (сейчас это предприятие производит русифицированную версию израильского дрона Searcher — «Форпост»), сообщил СМИ источник в военном ведомстве. Минобороны уже потратило на создание ударного беспилотника более 3 млрд рублей.

Searcher 1Фото: Itayba/wikipedia.org/Wikimedia CommonsSearcher 1

В июне 2018 года СМИ сообщали о создании в Казани первого образца тяжёлого ударного беспилотника, но каких-либо серьёзных доказательств разработчики не предоставили. Казанское ОКБ имени Симонова (до 2014 года ОКБ «Сокол») совместно с группой «Кронштадт» занималось по заказу Минобороны созданием боевого ударно-разведывательного дрона с октября 2011 года. Первый опытный образец перспективного БЛА начал лётные испытания в 2016 году. Опытные полёты проходили на относительно малых высотах, при этом беспилотник, отмечали источники, управлялся с идущего на близком расстоянии вертолёта. Впоследствии опытные полёты были приостановлены. Летом 2017 года испытания начались вновь, но сроки выполнения работ постоянно переносились. Широкой общественности так и не был представлен полноценный прототип. Работа казанского ОКБ, по мнению экспертов, фактически свелась к написанию технических заданий и безуспешному поиску тех, кто согласится эти задания выполнить за деньги, предложенные Министерством обороны.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Много вопросов вызывают предполагаемые технические характеристики перспективного дрона. Некоторые СМИ высказывали предположение, что в будущем «Альтаир» составит конкуренцию американскому БЛА Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk, чья масса составляет около 15 тонн. В то же время, отмечали эксперты, в действительности характеристики «Альтаира» куда скромнее. Его ближайшие аналоги — американский БЛА Reaper (максимальная взлётная масса более 4 тонн), созданный компанией General Atomics Aeronautical Systems, и израильский БЛА Eitan (экспортное наименование — Heron TP, масса более одной тонны) разработки концерна Israel Aerospace Industries (IAI). Предположительно, российские военные собирались использовать дрон для длительной воздушной разведки и наблюдения на больших дальностях с использованием высококачественных оптикоэлектронных средств, радиоэлектронной борьбы. Кроме того, беспилотник смог бы выполнять ударные задачи, реализуемые при помощи расположенного на борту ракетно-бомбового вооружения.

MQ-9 ReaperФото: U.S. Air Force Photo/Lt. Col. Leslie Pratt/Wikimedia Commons MQ-9 Reaper

Действия Минобороны, перенёсшего работы по созданию БЛА на Урал, связаны с проблемами финансового характера у головного исполнителя, указывает News.ru эксперт в области беспилотных технологий Денис Федутинов: «Реальная стоимость разработки „Альтаира“, как и большинства перспективных систем БЛА, создаваемых в настоящее время в России, превысила первоначально обозначенные и ассигнованные государством суммы. В подобных ситуациях компаниям приходилось самим изыскивать дополнительные инвестиции в проект». Возможно, предполагает эксперт, в ОКБ Симонова пытались решить финансовые проблемы, работая параллельно над гражданским БЛА на базе «Альтаира». В прошлом году компания анонсировала подобные разработки. Однако, судя по всему, в Казани не удалось справиться с возникшими финансовыми сложностями.

Сейчас, по мнению Федутинова, производители российских беспилотников находятся в затруднительном положении. Во-первых, данная тематика для российских компаний достаточно нова. Как такового задела по ней, который можно было бы использовать, практически нет. Во-вторых, вся наша промышленность, а не только производство дронов, находится сейчас не в лучшем состоянии, причина тому — кризисные явления в экономике. В-третьих, из-за санкций сейчас практически отсутствуют возможности сотрудничать с зарубежными компаниями. «Конечно, и до введения санкций эти возможности были ограничены. Но сейчас они стали ещё скромнее».

При этом Федутинов считает, что несмотря на все сложности, у проекта по созданию тяжёлого ударного беспилотника «Альтаир» есть будущее: «Заказчик в лице российского Министерства обороны вряд ли утратил интерес к получению в своё распоряжение российского аналога американского БЛА Reaper, коим, как представлялось, должен был бы стать „Альтаир“».