Заявление Вячеслава Володина о возможности отмены пенсий, новые идеи налогообложения Минфина, новость о грядущем повышении тарифов ЖКХ два раза в год — все эти известия как из рога изобилия обрушиваются на россиян. Многие наблюдатели задаются вопросом: «С чем связана такая активность властей при высоких ценах на нефть и профицитном бюджете?». Рациональных ответов пока не предлагается.

Однако такого рода «ошеломления» населения описаны ещё в произведениях Салтыкова-Щедрина. Тексты писателя остаются актуальными по сей день, в чём легко убедиться на примере некоторых фрагментов. Например, в «Истории одного города» описаны мучения градоначальника Беневоленского, которому не давало покоя благополучие глуповцев. Не стерпев, Благоволенский сочинил закон.

«Долго сдерживаемая страсть к законодательству так громко вопияла об удовлетворении, что перед голосом её умолкли даже доводы благоразумия. Закон был, видимо, написан второпях, а потому отличался необыкновенною краткостью. На другой день, идя на базар, глуповцы подняли с полу бумажки и прочитали следующее: Закон 1-й „Всякий человек да опасно ходит; откупщик же да принесёт дары“. И только. Но смысл закона был ясен», — читаем у классика.

Важнейшей функцией градоначальников Глупова было подавление бунтов. Последствия борьбы с бунтами были разрушительными: «И вдруг затрубила труба, и забил барабан. Бородавкин, застёгнутый на все пуговицы и полный отваги, выехал на белом коне. За ним следовал пушечный и ружейный снаряд. Глуповцы думали, что градоначальник едет покорять Византию, а вышло, что он замыслил покорить их самих… Строптивость была истреблена — это правда, но в то же время было истреблено и довольство. Жители понурили головы и как бы захирели; нехотя они работали на полях, нехотя возвращались домой, нехотя садились за скудную трапезу и слонялись из угла в угол, словно всё опостылело им. В довершение всего, глуповцы насеяли горчицы и персидской ромашки столько, что цена на эти продукты упала до невероятности. Последовал экономический кризис, и не было ни Молинари, ни Безобразова, чтоб объяснить, что это-то и есть настоящее процветание».

Митинг за свободу интернета и в защиту мессенджера Telegram в МосквеФото: ТАСС/Михаил ТерещенкоМитинг за свободу интернета и в защиту мессенджера Telegram в Москве

Борьба со свободами политическими в России уже успешно завершена — публичная политика практически отсутствует. Теперь пришла очередь свобод экономических. Поэтому идея помощника президента Андрея Белоусова изъять «сверхприбыли» у российских промышленников не должна вызывать удивления. Горчица и персидская ромашка нашей эпохи — это нефть и газ. На этих столпах держится вся экономика России. Но избыток предложения на рынке ведёт к падению цен, за которым следует экономический кризис.

Как поступать градоначальнику, когда кризис наступает? Только не бороться с его причинами. Щедрин пишет: «Покуда оставался прошлогодний запас, многие, по легкомыслию, пили, ели и задавали банкеты, как будто и конца запасу не предвидится. Бригадир ходил в мундире по городу и строго-настрого приказывал, чтоб людей, имеющих „уныльный вид“, забирали на съезжую и представляли к нему. Дабы ободрить народ, он поручил откупщику устроить в загородной роще пикник и пустить фейерверк. Пикник сделали, фейерверк сожгли, „но хлеба через то людишкам не предоставили“. Тогда бригадир призвал к себе „излюбленных“ и велел им ободрять народ. Стали „излюбленные“ ходить по соседям, и ни одного унывающего не пропустили, чтоб не утешить».

Очень напоминает современную картину. Страшилки о «войне с Америкой», «дыре» в бюджете из-за пенсий и прочие ужасы соседствуют с оптимистичными заявлениями чиновников о том, что санкции нам не страшны, всё будет хорошо и мы всех победим. Главное сохранять бодрость духа и веру в своих правителей.

Работа сотрудников ЖКХ в МосквеФото: АГН "Москва"/Андрей ЛюбимовРабота сотрудников ЖКХ в Москве

— Мы люди привышные! — говорили одни, — мы претерпеть мо́гим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырёх концов запалить — мы и тогда противного слова не молвим!

— Это что говорить! — прибавляли другие, — нам терпеть можно! Потому мы знаем, что у нас есть начальники!

Фантазия чиновников по поводу того, чтобы ещё запретить и какими новыми налогами обложить население уже близка к истощению, а сопротивления давлению со стороны электората даже не намечается. Эксперты не сомневаются, что на предстоящих 9 сентября выборах «партия власти» и её представители получат большинство голосов. Никаких неожиданностей политологами и социологами не прогнозируется.

Но подобная покорность населения может сыграть с высоким начальством злую шутку. Об этом предупреждает произведение Щедрина: «Обманутый наружным спокойствием обывателей, он очутился в самом щекотливом положении. С одной стороны, он чувствовал, что ему делать нечего; с другой стороны, тоже чувствовал — что ничего не делать нельзя. Поэтому он затеял нечто среднее, что-то такое, что до некоторой степени напоминало игру в бирюльки. Опустит в гущу крючок, вытащит оттуда злоумышленника и засадит. Потом опять опустит, опять вытащит и опять засадит. И в то же время всё пишет, всё пишет. Первого, разумеется, засадил Боголепова, который со страху оговорил целую кучу злоумышленников. Каждый из злоумышленников, в свою очередь, оговорил по куче других злоумышленников. Бригадир роскошествовал, но глуповцы не только не устрашались, но, смеясь, говорили промеж себя: «Каку таку новую игру старый пёс затеял?».

Митинг КПРФ против повышения пенсионного возрастаФото: News.ru/Cергей ЛантюховМитинг КПРФ против повышения пенсионного возраста

Аресты за картинки и посты в соцсетях выглядят в XXI веке абсурдно. Но это лишь повторение пройденного. Вышедшие из берегов «бригадиры» ищут, чем себя занять, и начинают выискивать бунтарей даже там, где их нет. В советское время существовал термин «профилактирование», авторство которого приписывается Юрию Андропову. Проверенные при царях и генсеках методы воздействия на население снова пущены в ход.

Наряду с этими брутальными практиками в России поощряется свобода нравов и легкомысленное отношение к происходящему. В Глупове нечто подобное происходило в правление француза дю Шарио: «Мнили, что во время этой гульбы хлеб вырастет сам собой, и потому перестали возделывать поля. Уважение к старшим исчезло; агитировали вопрос, не следует ли, по достижении людьми известных лет, устранять их из жизни, но корысть одержала верх, и порешили на том, чтобы стариков и старух продать в рабство. В довершение всего, очистили какой-то манеж и поставили в нём „Прекрасную Елену“, пригласив в качестве исполнительницы девицу Бланш Гандон».

Обсуждение идеи с отменой пенсий, полная победа трэша в развлекательной индустрии — всё это не новые явления, как выясняется. Новизна происходящего в том, что у Салтыкова-Щедрина выведены образы градоначальников, которые исповедуют разные стили правления: от воюющего с собственным населением Бородавкина до сверхлиберального дю Шарио. В современной России создаётся ощущение, что все градоначальники, созданные воображением писателя, правят в стране одновременно. Это повергло бы в изумление даже Салтыкова-Щедрина, который всю жизнь изучал абсурдность российской жизни. Но как говорил Альберт Эйнштейн: «Бесконечны только две вещи: Вселенная и человеческая глупость. Хотя насчёт Вселенной я не уверен».