В Государственной думе уверены, что трагедия с Sukhoj Superjet 100 «Аэрофлота» повлияет на систему подготовки всего лётного состава российских авиакомпаний.

Депутаты российского парламента следят за ходом расследования авиакатастрофы и уже говорят о глобальных и системных шагах, которые предстоит сделать в области авиации. News.ru опросил экспертов в нижней палате, они считают, что необходимо в первую очередь развивать любительскую, малую авиацию, вернуть систему ДОСААФ, увеличить количество аэроклубов и в целом нарастить число пилотов, имеющих опыт реального ручного управления самолётами. Если бы летчики-выпускники больше практиковались в ручном управлении воздушными суднами, трагедии можно было бы избежать, уверены в Госдуме.

Sukhoj Superjet 100 — это современное воздушное судно, обладающее эффективной защитой от молний. Эта система прошла все экспертизы и испытания и до сих пор не подводила, рассказал в интервью News.ru заместитель председателя комиссии Государственной думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Сергей Гаврилов (КПРФ). Парламентарий хорошо знаком со всеми стадиями запуска самолёта, и он рассказал нашему изданию свою версию произошедшего.

Возможна небольшая вероятность, что погодные условия и удар молнии повлияли на авионику. Но основная причина катастрофы с таким количеством жертв не в молнии, а в её последствиях. Пилоты садились в ручном режиме, самолёт был перегружен, садился с полными баками, и был удар о землю. Самолёт коснулся крылом полосы, и в этот момент произошло воспламенение, — констатировал Гаврилов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По мнению эксперта, теперь, после случившегося, российской авиации необходимо обратить особое внимание на подготовку пилотов и, возможно, изменить сам подход к обучению. Для этого очень важно развивать любительскую, малую и так называемую авиацию общего назначения. Также нужно вести отбор людей, способных быстро переучиться на военного, гражданского или коммерческого пилота.

У наших пилотов, заканчивающих училища, не хватает налёта часов с ручным управлением. Надо восстановить массово авиацию общего назначения, как в Советском Союзе была система ДОСААФ и аэроклубов. Кроме того, необходимо скорректировать учебную программу лётных училищ и вузов. Уже с первых курсов пилоты должны летать на самолётах малой авиации, необходимо увеличить количество часов, предназначенных для этого. Нужно и учитывать опыт наших партнёров. Так, например, в США зарегистрировано более 200 тысяч самолётов авиации общего назначения, а у нас их менее полутора тысяч. Из-за того, что нет в достаточном количестве профессиональных кадров, нет и конкуренции, благодаря которой за штурвал садились бы лучшие, — полагает Гаврилов.

О том, что в России действительно не хватает профессиональных пилотов, напомнил и председатель Экспертного совета по авиационной промышленности при комитете Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев («Единая Россия»).

По его словам, об этом говорит даже тот факт, что недавно была разработана специальная программа и приняты поправки в законодательство, разрешающие привлекать в качестве командиров воздушных судов зарубежных пилотов, и это позволило снять проблему нехватки подготовленных командиров.

Какие меры нужно принять в связи с данным происшествием — на этот вопрос даст ответ расшифровка чёрных ящиков, техническая экспертиза, а также анализ действий пилотов и диспетчеров. И после этого, когда государственная комиссия выявит причину случившегося, можно будет вести разговор о превентивных мерах. Сейчас об этом рассуждать преждевременно, — говорит парламентарий.

В Государственной думе, по словам Владимира Гутенева, идёт постоянная работа по совершенствованию норм авиационной безопасности и законодательства в сфере авиаперевозок.

В наш Экспертный совет по авиационной промышленности входят крупнейшие авиазаводы, корпорации, Минпромторг. Нам вся информация по произошедшей трагедии будет доступна, но я считаю, что дальнейшие шаги и инициативу в законотворчестве необходимо проявлять только после того, как будет исчерпывающая информация госкомиссии, — подчеркнул он.

Комментируя ситуацию с пассажирами, которые в нарушение авиационных правил безопасности эвакуировались с вещами, то здесь Владимир Гутенев также предлагает дождаться конкретных доказанных фактов.

До тех пор, пока не будет подтверждённых данных о чьём-то неэтичном поведении на борту, обсуждать эту тему рано. Я уверен, что нам надо концентрировать своё внимание не на каких-то нелицеприятных поступках, а на героизме людей, пассажиров, которые помогали покидать самолёт своим соседям, на подвигах бортпроводников, один из которых погиб, спасая жизни пассажиров, — считает Гутенев.

В свою очередь руководство профильного комитета Госдумы — по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выражает соболезнования семьям погибших и всем пострадавшим. Об этом News.ru заявил зампред комитета Денис Кравченко («Единая Россия»). По его словам, в комитете уверены, что случившаяся трагедия не должна ставить крест на проекте Sukhoj Superjet 100.

Я бы не делал преждевременных выводов о проекте Sukhoj Superjet 100. Понятно, что самолёт новый, что с момента первого подъёма прошло всего 7 лет, есть недоработки и вопросы к партнёрам с точки зрения качества двигателей, всё время по непонятным для нас причинам затягивается ремонт и обслуживание двигателей, надо будет разбираться со всеми этими вопросами. Но мы, конечно, нашего отечественного авиастроителя будем поддерживать, так как для нашей страны очень важны собственные самолёты. Пришло время вернуться и пересмотреть и, возможно, модернизировать как систему правил полётов, так и подготовки самой техники. Да и конструкторам нужно будет сделать соответствующие выводы, если по итогам расследования будут найдены какие-то неполадки в технике, — заключил Денис Кравченко.

5 мая в столичном аэропорту Шереметьево произошла аварийная посадка Sukhoj Superjet 100 компании «Аэрофлот», направлявшегося в Мурманск. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа. Через 28 минут после взлёта экипаж доложил о неисправности, ударе молнии и отказе электроники и принял решение вернуться в аэропорт вылета. В 18:30 лайнер с полными баками совершил жёсткую посадку, трижды ударившись о взлётно-посадочную полосу, и загорелся. В результате трагедии погиб 41 человек.