Правительственная комиссия ежемесячно получает десятки заявок от иностранных компаний, желающих покинуть российский рынок, заявил замминистра финансов Иван Чебесков в интервью РБК. Однако в Минфине отмечают, что снижение числа таких обращений связано не с ужесточением условий, а с ожиданиями в сфере геополитики.
На подкомиссии мы рассматриваем не только сделки, связанные с «выходом» компаний, но и сделки купли-продажи недвижимости, выплату дивидендов. В совокупности это не менее 100 заявок в месяц, но если говорить о сделках «на выход», их десятки, — уточнил Чебесков.
Он добавил, что жесткие условия не стали барьером. Ожидания стабилизации международной ситуации — это ключевой фактор, влияющий на поведение компаний.
По мнению Чебескова, условия выхода из российских активов стали строже с октября 2024 года. Иностранные владельцы должны продавать активы с дисконтом не менее 60% и уплачивать взнос в бюджет до 35% от рыночной стоимости. При этом на практике эти расходы чаще берет на себя покупатель, поскольку у зарубежных компаний есть ограничения на переводы средств в российский бюджет.
Чебесков рассказал, что возможность возврата иностранцев рассматривается. Однако для этого вводятся индивидуальные критерии, и условия будут жестче, чем до 2022 года. При этом заявок от компаний, ранее ушедших из России, пока не поступало. В то же время некоторые иностранные игроки, продолжающие работать в стране, интересуются приобретением новых активов.
Минфин также исключает возможность нерыночных опционов на обратный выкуп, а для каждой отрасли планируется сформировать особые требования по «входу». Важным также станет способ ухода: «плохиши» будут оцениваться иначе.
Ранее комитет Госдумы по экономической политике разработал принципы возвращения иностранных компаний на российский рынок. Требования включают структуру собственности, партнерство с местными компаниями, компенсацию убытков и симметричный доступ российских фирм на зарубежные рынки. Основной акцент сделан на защите национальных экономических интересов: приоритет российских компаний в госзакупках, недопущение подавления отечественного бизнеса, дифференцированный подход к иностранным инвесторам.