Впервые за почти пятилетний период медиаструктуры «Исламского государства» (организация запрещена в России) выпустили 18-минутное видео с «халифом» Абу Бакром аль-Багдади. С момента его прошлой публичной проповеди в мечети Ан-Нур в Мосуле, где и был провозглашён «халифат», организация распространила несколько аудиозаписей за авторством аль-Багдади. Обращения производили впечатление подлинных, однако отсутствие в пропаганде ИГ фотографий «халифа» наводило на мысль, что аль-Багдади как минимум сменил внешность. При этом СМИ и некоторыми официальными ведомствами, включая Минобороны РФ, распространялась информация о его ранении, пленении и возможной смерти.

С момента своего триумфального появления в Ираке аль-Багдади изменился. Он заметно потолстел и, возможно, из-за ранения был заснят в сидячем положении. «Халиф» по традиции доказал актуальность видео, ссылаясь на недавние события: протестные движения в Алжире и Судане, бои с поддерживаемыми США курдско-арабскими «Демократическими силами Сирии» за деревню Багуз (последний участок земли, который зримо контролировало ИГ в САР) и десятки акций сторонников как месть за потерю этой территории. Формальный лидер ИГ сообщил, что лично следил за ходом событий и отметил некоторых бойцов и командиров, которые отличились в ходе боестолкновений, а также сотрудников медиакрыла.

При этом из слов аль-Багдади ясно, что несмотря на активность сторонников в Ираке и Сирии (после потери Багуза только на восточном берегу Евфрата было осуществлено около сотни диверсий и терактов), организация делает акцент на развитии организации в Азии и Африке. Он особо подчеркнул «заслуги» Абу Валида аль-Сахрави — бывшего командира «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в Мали и нынешнего главы подразделения «Исламского государства» в Сахаре. В 2017 году именно группа под его командованием совершила нападение на нигеро-американский патруль. В результате той атаки погибли четыре американских военных, что стало для США крупнейшей потерей в Африке с 1993 года, когда в ходе вооружённого конфликта в Сомали были сбиты два вертолёта «Чёрный ястреб».

Ещё один момент — на видео продемонстрировано, как аль-Багдади знакомится с ситуацией в «вилаятах» (провинциях) ИГ по отчётам о деятельности присягнувших группировке джихадистов. В кадр попала папка т. н. российского «Вилаята Кавказ» и «Вилаята Турция». Примечательно, что официально франшизы ИГ в Турции не существует, но таким образом организация дала понять, что готовится там к активной деятельности. Впрочем, ячейки ИГ в Турции — секрет Полишинеля: первый теракт на турецкой территории боевики провели в марте 2014 года и последующее время занимались созданием сетей в общинах мигрантов для финансирования группировки.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В конце записи аль-Багдади упомянул взрывы в Шри-Ланке — возможно, что эта часть была записана дополнительно к уже отснятому видео. Как обратил внимание исследователь Томас Жослин из Фонда защиты демократий, аль-Багдади не упомянул о теракте неонациста в Новой Зеландии и вообще ИГ не привело ни одного аргумента, который подтверждал бы утверждение властей Шри-Ланки о том, что недавние взрывы во время пасхальной мессы — ответный удар за убийства мусульман в мечетях Крайстчёрча.

В целом нынешнее появление аль-Багдади доказывает тезис о том, что в пропаганде и идеологии ИГ «должность» «халифа» — слабое место. Гипотетически «руководитель» совета шуры Абу Аркан аль-Амири (мифическая личность в полном смысле этого слова — неизвестно, откуда он родом, как выглядит и т. д.) может занять место «халифа» в случае его гибели или поимки, а совет шуры — назначить нового. Однако все эти годы в пропаганде внимание отводилось именно фигуре аль-Багдади, его образованности в сфере исламского права и «избранности» (якобы он — представитель племени курайшитов, из которого происходит пророк Мохаммед и т. д.), но ни разу не упоминалось о возможности существования преемника. То есть в случае его доказанной и не подготовленной исламистской пропагандой гибели «халифат» рискует оказаться в замешательстве, лишившись лидера.

В то же время публикация видео с аль-Багдади увеличивает риски для его жизни. В этом смысле этот ролик можно сравнить со знаковым выступлением «спикера ИГ» и руководителя службы зарубежных операций (Amn al-Kharji) Абу Мухаммада аль-Аднани в мае 2016 (через несколько месяцев он погиб). Тогда тот впервые призвал своих сторонников готовиться «к трудным временам» и произнёс фразу «inhiyaz ila al-sahra» («отступление в пустыню») в контексте того, что потеря Сирта, Мосула и Ракки и «возвращение к исходному условию» не означала поражения и окончание «борьбы». Демонстрация актуальной внешности «халифа» перед сторонниками и противниками — признак понимания руководством организации, что ИГ как бренд оказалось на перепутье и нуждается в сплочении рядов для того, чтобы напомнить о себе как о глобальном движении, способном проводить крупные атаки по всему миру.

В этом смысле симптоматично, что видео появилось перед наступлением священного для мусульман месяца Рамадан: с точки зрения ИГ, теракты в это время служат напоминанием всему миру, что организация даже в период поста и хаджа не будет придерживаться перемирия с «крестоносцами» и шиитами, которых сторонники ИГ не считают мусульманами.