В начавшемся в пятницу и продолжавшемся все выходные противостоянии в американском городке Шарлотсвилл схлестнулись правые и левые, черные и белые, янки (северяне) и дикси (южане), федералисты и конфедераты, полиция и неонацисты на пару с куклуксклановцами. Итог — трое погибших и более 30 пострадавших.
Формальный предмет столь жаркой дискуссии — памятники главнокомандующему войсками конфедератов во времена Гражданской войны Севера против Юга Роберту Эдварду Ли и самому талантливому и доблестному генералу Юга Томасу Джонатану Джексону по прозвищу Каменная Стена, которые местные власти из соображений поликорректности хотели снести.
Их исторические фигуры были признаны противоречивыми, поскольку, защищая сепаратистский Юг США, они вроде бы защищали рабство. Хотя генерал Ли, например, отпустил всех своих рабов на свободу в самом начале войны. Сейчас большинство американских историков сходятся на том, что причины гражданской войны были не в стремлении Севера уничтожить рабство на Юге. Оно уже самоуничтожалось современными на тот момент технологиями. Север и Юг представляли собой два разных государства, и Север, обладая численным и промышленным превосходством, естественно, победил.
Но тем, кто воевал в Шарлотсвилле, эти исторические коллизии малоинтересны. По сути, там дрались сторонники и противники президента Дональда Трампа. Бесконечная виртуальная политическая бойня в Конгрессе США, где Трампа постоянно пытаются уничтожить, получила реальное воплощение на улицах виргинского городка. За Трампа — «белая Америка», люди со Среднего Запада, а с ними и нацисты и ку-клукс-клана. За проигравшую Хиллари Клинтон — политкорректное демократическое большинство и все меньшинства — и сексуальные, и цветные. А учитывая, что заваруху в Шарлотсвилле устроили правые, то теперь на её стороне, сами того не желая, оказались и левые. Это стало что-то вроде национального вида спорта: если правые «бузят» в любом конце США, левые тут же приезжают с ними драться.
Это не последняя драка. И слово остаётся за президентом Трампом. Но он попал в цугцванг — когда любой ход только ухудшит его положение. Неонацистов и правых он поддержать не сможет (хотя наверняка хотел бы), поскольку в таком случае он может сильно ухудшить своё и так весьма шаткое положение. Поддержка левых, антифашистов и иже с ними — это потеря основной массы электората. Остаться над схваткой невозможно. К следующему сражению между Севером и Югом Трампу придётся определиться…