Дмитрий Рогозин привлекает Объединённые Арабские Эмираты к реконструкции легендарной пусковой площадки на космодроме Байконур. В 1957 году с площадки был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году — стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Гагариным. Роскосмос пытается расширить начавшееся сотрудничество с Дубаем и привлечь арабские инвестиции в находящуюся в кризисном состоянии космическую отрасль. Заинтересовать ОАЭ в финансировании отечественных проектов можно, лишь пообещав реальную прибыль, что в случае с «Гагаринским стартом» весьма сомнительная затея.

«ОАЭ с огромным интересом относятся ко всему, что связано с высокими технологиям. Мы рассматриваем возможность создания совместной бизнес-инициативы по дальнейшей реконструкции и эксплуатации „Гагаринского старта“», — заявил 2 августа глава Роскосмоса. Рогозин напомнил, что в конце прошлого года в ходе личной встречи с эмиром Дубая, премьер-министром и вице-президентом ОАЭ шейхом Мохаммедом бин Рашидом Аль Мактумом договорился о проведении миссий на Байконуре.

Эмираты на деле продемонстрировали интерес к сотрудничеству с РФ в космической сфере. 2 августа в Россию прибыла делегация ОАЭ из представителей космического центра Мухаммеда бин Рашида и девяти претендентов для первого полёта на МКС. По результатам медицинского отбора будут выбраны два кандидата — космонавт и его дублёр, сообщали в госкорпорации Роскосмос. Первичное соглашение о намерениях отправить эмиратских космонавтов на МКС было подписано 25 сентября 2017 года на конгрессе Международной астронавтической федерации в Австралии. Сейчас Роскосмос пытается заинтересовать инвесторов из ОАЭ в реконструкции исторического объекта на Байконуре.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В мае СМИ сообщали о намерении Роскосмоса вывести «Гагаринский старт» из эксплуатации: площадка в последнее время используется для отправки пилотируемых кораблей «Союз» и беспилотных кораблей «Прогресс» с людьми и грузами к МКС. В качестве главных причин такого решения в госкорпорации называли сокращение количества запусков и нехватку денег на модернизацию, что в целом отражает общую ситуацию в отрасли. Портал News.ru подробно разбирал, как наполеоновские планы руководства Роскосмоса не сочетаются с уменьшением количества запусков, сокращениями на предприятиях и недостатком средств.

Заявление Рогозина, как и любое заявление, где речь идёт лишь о возможности, а не о сделанном деле, звучит неопределённо, комментирует News.ru последнее высказывание главы Роскосмоса научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. «Заинтересовать представителей ОАЭ в этом проекте может только прибыль: им могут предложить какой-то процент с доходов от коммерческих запусков с этой площадки, но количество пусков с Байконура в ближайшее время не растёт, наоборот, не прекращается тенденция к уменьшению», — заметил Моисеев.

Эмираты — богатая страна, но она не будет заниматься благотворительностью. Для России «Гагаринский старт» имеет сейчас скорее имиджевое, чем практическое значение, говорит Моисеев: «Конечно, хотелось бы сохранить этот исторический объект, но запуски сейчас осуществляются с других площадок, а эта может простаивать без пусков годами, не требуя какого-то особого обслуживания, как и многие объекты на Байконуре».

В целом, эксперт скептически оценивает предполагаемые масштабы арабских инвестиций в отечественную космическую отрасль. По его словам, в ближнесрочной перспективе Эмираты могут оплатить полёт на МКС только одного своего космонавта: «Вместе с подготовкой это обойдётся в $80 млн, столько же примерно стоит запуск с Байконура одного иностранного спутника». Дальнейшие планы сотрудничества упрутся в вопрос о судьбе МКС, которую пока что собираются эксплуатировать до 2024 года, заключает Моисеев.