Введение режима чрезвычайного положения во Франции не решит проблему недоверия французского общества к президенту Эммануэлю Макрону. Пятую республику не первую неделю сотрясают протестные выступления «желтых жилетов» — общественного движения, которое выступает против повышения цен на бензин. Несмотря на то, что Макрон с самого начала предвыборной кампании декларировал своей целью улучшить экологическую обстановку, французов, похоже, не очень устраивают доводы в пользу защиты природы — они хотят сохранить финансы.

Около 400 протестующих были задержаны в минувшее воскресенье французскими стражами правопорядка. Свыше 130 человек получили ранения в результате столкновений с полицией. Манифестанты продолжают бастовать против повышения цен на топливо, устраивая поджоги и выстраивая баррикады на улицах. Лозунги протестующих обращены прежде всего к французскому президенту, который, по их мнению, представляет исключительно интересы состоятельных французов и не интересуется нуждами тех, кто находится на социальном дне. На знаменитой достопримечательности Франции — Триумфальной арке — участники протестов накануне написали «Макрона в отставку» и «Желтые жилеты одержат триумф». Городским службам приходится убирать результаты подобного «творчества» протестующих. Много работы сейчас и у французских сил безопасности. В минувшие выходные Елисейские Поля были закрыты для посетителей, охрана была усилена. Подобные меры, вероятно, будут продлены.

Французское руководство тем временем рассматривает возможность введения в стране режима чрезвычайного положения. Этот вопрос находился на повестке встречи Макрона с главами силовых ведомств на экстренном совещании. То, что такие идеи у главы государства действительно есть, подтвердил официальный представитель правительства Бенжамин Гриво, отметив, что безопасность играет определяющую роль. «Мы не хотели бы менять курс. Мы в нем уверены», — сказал Гриво, комментируя, сможет ли государство изменить свое отношение к повышению цен на бензин. Напомним, что намерение улучшить экологическую обстановку было озвучено Макроном еще в ходе предвыборной кампании — как и другие пункты, которые сейчас, при реализации, лишают французского лидера рейтинга, хотя аналитики предупреждали, что претворять в жизнь амбициозную программу Макрона будет очень тяжело — прежде всего для него самого.

Президент Франции Эммануэль МакронФото: Aurelien Morissard/imago stock&people/Global Look PressПрезидент Франции Эммануэль Макрон

Именно на фоне протестных выступлений популярность французского лидера достигла рекордного минимума. Согласно недавнему опросу Institut français d’opinion publique, рейтинг Макрона опустился до 25%. Социологическое исследование продемонстрировало, что популярность снизилась на четыре пункта, если сравнивать с предыдущим месяцем. Оказалось, что «полностью довольны» работой Макрона только 4% респондентов. При этом 34% заявили, что они «в основном недовольны» своим президентом, в то время как 39% респондентов — «очень недовольны». Опрос Institut français d’opinion publique проводился с 9 по 17 ноября 2018 года. Всего в нем участвовали 1957 человек. В конце октября аналитический центр YouGov обнародовал итоги своего социологического исследования. Оно показало, что деятельность президента Франции одобряют только 21% опрошенных французов. Аналитики дают неутешительные прогнозы относительно того, чем закончится для карьеры Макрона рост протестных настроений.

Ситуация во Франции ставит вопрос о том, как защитить окружающую среду без издержек для общества. Самое страшное, говорят в экспертной среде, то, что подобные кризисы играют на руку ультраправым политикам. Эксперт по экологической геополитике университета Science Po в Париже Франсуа Гемен называет Италию, США и Великобританию основными странами, где шаги, связанные с защитой окружающей среды, могут резко повлиять на реакцию избирателей. «И я думаю, это одна из причин, почему популистские лидеры склонны относиться со скепсисом к вопросам изменения климата и экологическим мерам», — отметил Гемен. Что касается возможности введения режима чрезвычайного положения, то первый вице-президент Фонда защиты демократий Джонатан Шанзер говорит: «Парижская интифада — это просто симптом. Мы все знаем, чем это заканчивается».