По Горьковскому автомобильному заводу вполне можно читать историю страны, а по его машинам безошибочно определять главные эпохи этой истории.
Приняв в 1929 году решение о строительстве в Нижнем Новгороде, который в 1932 году был переименован в город Горький, Всесоюзный совет народного хозяйства (ВСНХ) еще не знал, кто и на каких условиях будет строить завод. Дело в том, что переговоры об этом велись параллельно с двумя американскими компаниями — Ford Motor Company и General Motors (GM).
Журнал «За Рулем» в апреле 1929 года писал: «Предложение первой сводится к созданию в СССР смешанного общества с вложением иностранного капитала для постройки завода с максимальной мощностью в 100 тысяч машин ежегодно при работе в две смены. Предложение второй компании состоит в оказании технического содействия и предоставления права постройки в СССР модели „Шевроле“. „Генеральная Компания Моторов“ соглашается на предоставление кредита при покупке частей для сборки сроком не менее чем на один год. В обоих случаях в течение первых двух лет (начиная с 1929–1930 года) предполагается производить сборку ввозимых из-за границы частей, а в последующие два года развернуть производство таковых в пределах Союза».
Но проблема выбора разрешилась сама собой: компания General Motors вышла из переговоров, и 31 мая 1929 года в американском городе Дирбон (штат Мичиган) был заключен договор о техническом сотрудничестве с Ford Motor Company. Свою подпись под договором поставил и сам Генри Форд.
По условиям договора, который заключался на девять лет, Ford брал на себя обязательства по разработке подробного проекта строительства производства и кузовного цеха, достаточных для выпуска в год ста тысяч легковых и грузовых автомобилей при работе в две смены продолжительностью семь часов каждая. Американская компания также должна была передать СССР необходимые патенты и чертежи, и командировать на постройку завода своих инженеров. Кроме того, предусматривалось ежегодное обучение до 50 человек советского технического персонала на заводах Ford в США.
В свою очередь, СССР обязывался в течение четырех лет приобрести 74 тыс. машинокомплектов легковых и грузовых автомобилей Ford на 30 млн. долларов. Примечательно, что в договор был внесен пункт, по которому все материалы по доработке чертежей или методов производства, выполненные советскими инженерами, должны были передаваться в распоряжение Ford.
На конвейер советского автозавода ставились модели — грузовой автомобиль Ford-AА и легковой Ford-А.
Нижегородский автомобильный завод был построен в рекордные сроки: в 1932 году с его конвейера сошел первый автомобиль. Это был грузовик ГАЗ-АА, а с 1933 года в серию пошел легковой ГАЗ-А.
Стоит отметить, что уже первые автомашины, которые выпускались по чертежам Ford, отличались от американских прототипов. Советские модели оснащались усиленными рулевыми механизмами, измененными радиаторами. В итоге на ГАЗе было создано обширное семейство оригинальных серийных моделей.
В 1935 года с конвейера автозавода сошел стотысячный автомобиль. В этом же году был досрочно прекращен договор с Ford, и ГАЗ начал самостоятельную жизнь, которая, как и любая жизнь, оказалась непростой, но в целом успешной.
За долгую жизнь ГАЗ произвел сотни моделей, а количество выпущенных заводом автомобилей приблизилось к 20 млн. Но среди них есть настоящие «жемчужины», каждая которых олицетворяет собой ту или и иную эпоху не только в истории завода, но и всей страны.
Первой среди них, безусловно, является седан ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), производство которого началось в 1936 году. Этот автомобиль, больше известный как «Эмка», стал самой массовой довоенной советской легковой моделью.
Следующим взлетом ГАЗа стала легендарная «Победа», проектирование которой началось в 1943 году. История создания этого автомобиля обросло легендами и притчами, что уже само по себе является показателем признания. Говорят, что за пять дней до Парада Победы, 19 июня 1945 года, новый автомобиль представили Сталину. «Отцу народов» доложили, что машину нарекли «Победой». В ответ на это Сталин спросил: «Почем „Родину“ продавать будете?». Намек был понят, и тут же предложили замену — «Победа». Вождь согласился: «Невелика победа, но пусть будет «Победа».
Но автомобиль, действительно, стал победой отечественного автомобилестроения. «Победа» стала прообразом для многих западных машин. Например, советский автомобиль стал первым в мире с кузовом бескрылой формы. В «Победе» впервые появились электрические указатели поворотов и электрические стеклоочистители, а также отопитель и радиоприемник.
Еще одним символом эпохи стал автомобиль «Волга», который пришел на смену «Победе».
Плавные, обтекаемые линии кузова, округлый силуэт, заниженная к корме крыша в ГАЗ-21 -все это соответствовало новейшим американским тенденциям автомобильного дизайна. Автомобиль произвел фурор на на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году и получил высшую награду — Гран-при.
В 1970 году ГАЗ-21 уступил место автомобилю ГАЗ-24 «Волга», который долгое время олицетворял собой такси и престижное средство передвижения для партийных и советских чиновников средней руки.
Ну а символом постсоветской эпохи, безусловно, стал появившийся в 1994 года малотоннажный грузовик «Газель». Практическим следом за ним был запущен микроавтобус ГАЗ-32213 семейства «Газель», без которого невозможно представить маршрутное такси.
В 2000 году контрольный пакет ОАО «ГАЗ» приобрела компания «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Сейчас бывший автогигант собирает в основном западные модели — Chevrolet Aveo, VW Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia. В 2013 году здесь началось серийное производство автомобиля «Газель Next», который экспортируется в более чем 30 стран мира.
Словом, жизнь вполне удалась, и в свои 85 лет ГАЗ выглядит моложе.