Президент Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрей Кириленко рассказал о подготовке сборной к предстоящим отборочным матчам к чемпионату мира — 2019, а также поведал о проблемах с вызовом игроков в национальную команду.
— В составе сборной много молодёжи. Не боитесь, что они психологически не готовы к играм? Испугаются, будут испытывать давление со стороны старожилов?
— Это нормально — испытывать давление. И вполне нормально совершать ошибки. Все были в сложившейся ситуации. Точно так же я приходил в сборную, Виталий [Фридзон], да все, будучи молодыми. Шли в команду не одни, а с грузом ответственности собственной. Но, скажу по опыту, молодым игрокам можно расслабиться. Основная нагрузка и надежда пока лежит не на них. Безусловно, мы рассчитываем на молодёжь как на наше будущее, но на данный момент они могут сразу же от себя отсечь опасения в давлении.
— А как им справляться с дедовщиной в команде?
— Нужно забыть про то, что в сборной есть заслуженные люди, просто забыть про них. На площадке — это точно. Вне — пожалуйста. На площадке нет никаких авторитетов.
— Предстоят ключевые матчи. Всё равно этот фактор будет давить на дебютантов национальной команды.
— Давление, безусловно, большое. Но опять же, если мы хотим играть на чемпионате мира и Олимпийских играх, с этим надо справляться. А если нет — тогда зачем играть? Все те молодые игроки, которые вызваны на данный момент, они здесь фактически для тренировок, чтобы чуть-чуть почувствовали, что в принципе происходит в команде.
— Ситуация с клубами, которые не отпускают игроков для игр в сборной, разрешима? ЦСКА и «Химки» готовы к сотрудничеству?
— Этот вопрос нужно задавать клубам. Но мы уже второй год находимся в этой ситуации, федерация уже научились справляться с ней. Для нас она неудобна, но мы прекрасно понимаем, что есть наложение календарей. И, конечно, нам хочется, чтобы клубы отпускали игроков и чтобы не мы жертвовали одним матчем сборной, как это происходит сейчас. Но все решают свои задачи. Мы же не можем взять игроков или каким-то образом заставить клуб или менеджера сказать: «Нет, всё, отдавай вот этого игрока нам!» Безусловно, для нас это патовая ситуация. Мы не знаем, как её разрешить. Павел Анатольевич (Колобков — министр спорта РФ. — News.ru) тоже не знает, как эту проблему решить. В данном вопросе многое зависит от клубов, их владельцев, спонсоров, тех людей, которые решают.
— Что нужно сделать, чтобы клубы беспрепятственно отпускали баскетболистов в национальную команду?
— Ситуация разрешится, если они смогут наступить себе на горло и сказать: «Да, у нас сегодня игра с „Панатинаикосом“, но при этом сборная играет с Болгарией, поэтому мы можем пожертвовать одной игрой и отправим игроков. Вот четыре спортсмена, которые необходимы сборной, и мы готовы их отпустить». Конечно, такая позиция зависит от менеджера и руководства клуба. Готовы ли они пойти навстречу ради сборной России.
— В таких случаях не лучше ли перестроить подготовку сборной? Или, как вариант, чаще задействовать молодёжь?
— У нас не так много возможностей просматривать новичков. Сейчас у нас есть четыре окна в год для апробации игроков в команду. Раньше же у нас имелся всего лишь один месяц летом. Увидел команду — и всё. И, конечно, новая система при всех плюсах и минусах мне более симпатична, поскольку мы видим национальную сборную чаще. И этот момент является главным. Говоря о минусах, которых также много, существуют подобные ситуации, как сейчас. Также не играют игроки NBA. Есть моменты, над которыми надо работать, и приводить систему в более правильный характер.
— В Москве матч звёзд прошёл на высоком уровне, у болельщиков осталась масса впечатлений и эмоций. А вам такой формат нравится?
— Формат мне очень нравится. Если рассматривать матч звёзд в совокупности, то это мероприятие уровня NBA. Много положительных моментов. Как мне кажется, болельщик или зритель всё это видит и ценит. И для него это самый топовый продукт, который может быть в российском баскетболе. Такое зрелище он видит не каждый день.
— Были ли минусы при проведении турнира?
— Говорить о минусах, о которых у нас очень любят писать и читать, будут всегда. Честно, я записывал моменты, которые требуют доработки и корректировки, над чем нужно работать. Рассматривая недочёты, можно сказать, что их много было. Например, многие говорят, что благотворительный сбор для детского фонда «Анастасия», точнее его сумма в 160 тысяч рублей, — это смешно. Я же это понял по-другому. Лично для меня сбор средств лишь повод показать, что мы можем собрать сегодня такую сумму. А в следующий раз финансовая помощь будет ещё больше. Значит, будет возможность помочь не одной девушке (Алисе Падалко (двусторонняя сенсоневральная тугоухость третьей-четвёртой степени). — Ред.), а десяти людям, остро нуждающимся в поддержке. Как порыв — это очень круто. Тот же Виталик Фридзон, выигравший конкурс трёхочковых бросков и получивший за это 500 тысяч рублей, всю сумму передал. Но почему-то об этом не сказали.
— Да, надо было бы сказать.
— И я считаю, что на арене обязательно нужно было дать микрофон, чтобы он об этом сказал. Потому что это действительно пример для всех людей, как можно делать добрые дела. Или те же маскоты, которые ходили по арене. Они должны были быть поактивнее на трибунах. Но опять же, это мелкие детали, которые ты видишь. Они обязательно будут исправлены в следующем году.
— У любого мероприятия есть негативные моменты. Но в целом мероприятие удалось?
— Мы в этом плане очень молодые, всего три матча звёзд прошло. Логично, что подобные проблемы будут возникать. Но в целом — суперуровень. Очень много звёзд из разных сфер, если можно так сказать. Интересно, что у людей есть возможность посмотреть, как звёзды ведут себя, а также первыми увидеть новые фишки какие-то. Например, тот же мяч, который горит. Или затемнённое поле. Это очень круто. Человек смотрит уже не только на спортивную составляющую, но и на другие элементы. Важно, что на турнир можно прийти всей семьёй и провести несколько часов на великолепной волне.
— А то, что сборная России проиграла в концовке матча сборной мира, вас не расстроило?
— Честно говоря, даже не смотрел на спортивную часть. В целом наблюдал за программой шоу. Могу добавить, что обе команды великолепно играли. Была масса красивых моментов, например, как забивали через кого-то или бросали «трёшки». Да, были минусы по игре, но если сравнивать с NBA, то там происходит то же самое. На мой взгляд, у них нет борьбы. В последней игре был счёт 178:160 — это просто умопомрачительный, огромный счёт. В том матче не было защиты. В нашей же игре у меня (счёт 118:115) не складывалось впечатления, что одна команда даёт другой спокойной забивать мячи. Не фолит, не рубит игроков, скажем так, жёстко не нарушает правила. Абсолютно все играют в защите. И это радует. Это тот баскетбольный уровень, который должен сохраняться. А спортсмены должны играть если не на 100 процентов, то хотя бы на 90 процентов от собственных возможностей. Нравится, что мы не уподобляемся игрокам NBA. Есть уровень состязательности.
— Планируете ли советоваться, брать мастер-классы, например, у того же хоккея? У них матч звёзд уже превратился в многоразовое действо.
— Конечно, посоветуемся. Но всё-таки организовывает мероприятие Единая лига ВТБ. Поэтому мы не можем относиться к главным организаторам. И будет не очень правильно и корректно думать, что мы как федерация провели шоу. Нет, не провели. Им [Единой лиге ВТБ], безусловно, большой поклон за то, что они сделали. При этом мы принимаем максимальное участие, поскольку для нас это ключевое событие. У нас есть возможность показать партнёрам, спонсорам, игрокам и тренерам все возможности российского баскетбола. В организационном плане мы хотим участвовать, для нас это опыт. Считаю, что игры национальной команды должны проходить в таком ключе. Но пока у нас нет финансовых возможностей для этого.