News.ru — о фигуристах-вундеркиндах, которые в 10–11 лет уже выполняют прыжки, неподвластные взрослым, а к двадцати годам оказываются за бортиком вне большого спорта.

«Фигурное катание» или «прыжки на коньках»?

Эти новости давно напоминают сводки с полей боевых сражений. «13-летняя Камила Валиева сделала каскад из четверного и тройного тулупа»; «12-летний Максим Белявский на тренировке выполнил тулуп в пять оборотов»; «11-летняя Вероника Жилина исполнила четверной сальхов». Фигурное катание постепенно превращается в битву малолетних роботов, запрограммированных на рекордно сложные прыжки, которые не по плечу большинству взрослых спортсменов даже самого высокого уровня.

Сразу оговоримся: ни в коем случае эти заметки не преследуют цель бросить камень в огород наших замечательных тренеров, в первую очередь, Этери Тутберидзе, усилиями которой Россия на Олимпийских играх — 2018 в Пхёнчхане заработала одну из двух золотых медалей, а соперничество Алины Загитовой и Евгении Медведевой стало классикой жанра в фигурном катании.

Этери Тутберидзе и Алина ЗагитоваФото: Сергей Булкин/News.ruЭтери Тутберидзе и Алина Загитова

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

И как же здорово, что в нашей стране появилось сразу несколько тренировочных групп, которые стараются конкурировать с «кланом Тутберидзе». Соперничество представителей разных школ и высочайший уровень конкуренции идут на пользу любому виду спорта.

Но речь сейчас идёт о стремительном омоложении фигурного катания. В эту гонку вооружений оказываются вовлечёнными совсем маленькие дети, которые штампуют рекорд за рекордом, накручивая прыжки в немыслимое количество оборотов. Взрослым, сложившимся фигуристам остаётся только хвататься за голову или разводить руками, наблюдая за этим парадом гуттаперчевых вундеркиндов.

Высочайший уровень конкуренции и огромное количество талантливых юных фигуристов имеют и обратную сторону медали. Выделим основные нюансы, которые в большей степени наносят вред фигурному катанию.

Во-первых, кризис перепроизводства качественных фигуристов приводит к тому, что многие из них начинают перекочёвывать не только от одного тренера к другому внутри страны, но и уезжают за рубеж. В среде болельщиков это вызывает нездоровую реакцию, даже если спортсмен не меняет спортивное гражданство (достаточно вспомнить пример сотрудничества Евгении Медведевой с Брайаном Орсером и сопутствовавший этому фанатский психоз). Резко подскочившие показатели популярности вида спорта — это здорово, но если они сопровождаются маргинальными выпадами в адрес представителей противоположного лагеря вплоть до пожеланий смерти, то это уже клиника.

Евгения МедведеваФото: Xinhua/Global Look PressЕвгения Медведева

Во-вторых, запредельное усложнение программ за счёт рекордных прыжков пагубно сказывается на артистичности. Всё-таки давайте не забывать, что в названии вида спорта есть слово «фигурное», иначе его можно просто переименовать, например, в «прыжки на льду на коньках». Кстати, неплохая идея: пусть апологеты пятерного тулупа и четверного сальхова готовят своих маленьких роботов именно под вывеской этого пока не существующего вида спорта, а наставникам и их подопечным с более творческим подходом и акцентом на ювелирную работу с коньками и артистизм оставим на откуп классическое фигурное катание.

«Маленькие роботы» против сложившихся артистов

В-третьих, нужно учитывать моральный аспект. То, что под силу 11–12-летнему ребёнку, может далеко не всегда получаться у него же через три–четыре года. Растущий организм перестраивается, многие его составляющие (мышцы, связки, кости и так далее) становятся другими, грубо говоря, «взрослеют». Опять же перед глазами — ярчайший пример Юлии Липницкой, которая после олимпийского триумфа в Сочи-2014 очень быстро сошла со сцены именно по причине серьёзных изменений вошедшего в новую возрастную стадию организма. Но даже если молодой спортсмен остаётся в фигурном катании, каково ему осознавать, что прыжки в четыре или пять оборотов его повзрослевшее тело попросту физически не потянет? И ещё большой вопрос, как он на это отреагирует.

Юлия ЛипницкаяФото: Wang Lili/ZUMAPRESS.com/Global Look PressЮлия Липницкая

При этом не следует сравнивать фигурное катание с родственными ему «артистическими» видами спорта — художественной гимнастикой и синхронным плаванием, где совсем малюсенькие девчушки тоже «накручивают» элементы класса ультра-си в совсем нежном возрасте. Но в этих видах спорта всё равно развитие спортсменок идёт поступательно: нет таких элементов, которые они могли выполнять, например, в десять лет и не смогут сделать в 15. Кроме того, лёд, коньки и прыжки в рекордное число оборотов создают крайне агрессивную внешнюю среду с колоссальной нагрузкой на колени, связки и сухожилия, чего и близко нет у «художниц» и «синхронисток». У последних вода, напротив, помогает снизить вероятность травматизма.

В-четвёртых, становится просто жаль старшее поколение фигуристов, которое фактически лишается шансов на серьёзные победы с приходом «маленьких роботов». Александра Трусова, Анна Щербакова, буквально на днях выигравшая первый в карьере (после перехода на взрослый уровень) этап Гран-при с двумя четверными лутцами, Алёна Косторная и другие стоящие на пороге «фигурного совершеннолетия» спортсменки готовы бесцеремонно вытеснить из сборной таких самобытных и артистичных фигуристок, как Анна Погорилая, Елизавета Туктамышева, Елена Радионова, Мария Сотскова, да и та же Евгения Медведева.

Может, всё-таки попробуем притормозить эту безумную гонку вооружений и вернуться к классической версии фигурного катания, которая намного ближе к высокому искусству, чем к противостоянию вундеркиндов, выясняющих, кто больше накрутит оборотов в прыжках?