Оленеводам в Ямало-Ненецком автономном округе не хватает женщин. Представительницы прекрасного пола не желают выполнять трудоёмкую работу бесплатно и кочевать по тундре с мужчинами.
«Быть оленеводом до сих пор очень престижно, особенно когда у тебя стадо в две-три тысячи голов, а вот быть чумработницей — женой оленевода и хозяйкой в жилище — тяжкий труд», — пишет «Российская газета».
Чумработницы, к примеру, должны поставить чум (жилище народов Крайнего Севера) из десятков тяжёлых жердей и накрыть его шкурами оленей менее чем за час, чтобы семья оленевода не замёрзла в сильные морозы. Также женщинам необходимо шить одежду, разделывать туши и готовить еду в суровых условиях.
«Пока жёны оленеводов не получают зарплату. Такую профессию, как чумработница, пока ещё только намереваются внести в единый реестр профессий, чтобы женщины, кочующие по тундре и занимающиеся вместе с мужем оленеводством, получали зарплату и пенсию наравне с другими», — говорится в публикации.
Издание отмечает, что «женщины-аборигены всё чаще остаются работать в посёлках», где есть школа и не нужно отправлять детей в интернат за сотни километров.
«Даже при среднем уровне образования женщины-аборигены могут найти работу, а вот мужчинам-кочевникам в поселках, как правило, делать нечего. В результате оленеводы остаются в тундре в одиночестве. На несколько чумов сегодня часто бывает от силы одна женщина», — отмечается в материале.
Как писал News.ru, учёные завершили исследование мумифицированных останков трёх взрослых и одного ребёнка из средневекового некрополя под Салехардом. Руководитель комплексных археологических исследований на средневековом могильнике Зеленый Яр Александр Гусев заявил, что некрополь принадлежал местным ненцам.