Полицейский из Новосибирска Станислав Кульков попал под следствие за то, что сфотографировал сотрудников ФСБ на встрече с предполагаемыми членами организованного преступного сообщества (ОПС). Против него возбудили два уголовных дела — о вымогательстве и позже о нарушении тайны телефонных разговоров с использованием служебного положения и превышении должностных полномочий — и уволили из органов.
Кульков работал в отделе уголовного розыска «по организации взаимодействия с этническими диаспорами и территориальными органами отдела по борьбе с этническими преступными группами» Главного управления МВД по Новосибирской области с августа 2016 года. В период службы он начал расследование, которое вывело его на Андраника Мурадяна по прозвищу Андо. Он подозревался в вымогательствах и, предположительно, был посредником в выдаче займов. Одна из жертв утверждала, что за Мурадяном стоит ОПС, которое работает с ФСБ.
Станислав Кульков, бывший полицейский
Подъезжаю, а там один из ОСБ (отдел собственной безопасности. — News.ru), другой — из ФСБ, а с ними Андо, его руководитель и один из потерпевших. Я это сфотографировал и уехал. Выслал фотки всего двум людям, чтобы проверить участников встречи — у них же на лбу «ФСБ» и «ОСБ» не написано.
Весной 2018 года стало понятно, что фотографии увидели не только те, кому они предназначались. После этого ему дали понять, что на службе он долго не задержится.
А уже в июне против Кулькова возбудили уголовное дело о вымогательстве в крупном размере (пункт «г» части 2 статьи 163 УК). По версии следствия, он вымогал 2,5 млн рублей у женщины, угрожая применением силы. Мужчина не стал отрицать, что знаком с ней, однако с обвинением не согласился: по его словам, знакомая задолжала ему определённую сумму, но вымогательством он не занимался. Кулькова задержали и вскоре отправили в СИЗО.
Ещё спустя три месяца, в сентябре, полицейского уволили из органов с формулировкой «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». В декабре 2018 года Кулькову переквалифицировали обвинение: теперь ему вменяли не вымогательство, а самоуправство. Однако вину он снова признать отказался.
В октябре 2019 года дело о самоуправстве закрыли, но открыли новое — о незаконной прослушке с использованием служебного положения и о превышении полномочий (часть 2 статьи 138 УК, часть 2 статьи 286 УК). На этот раз речь шла о том, что в 2016 году экс-полицейский обратился в суд, чтобы получить разрешение на прослушку разговоров подозреваемого в участии в «этническом ОПС». Следствие обвинило его в том, что он ввёл суд в заблуждение.
Однако сам Кульков утверждает, что прослушкой телефонов не занимался, а лишь запрашивал детализацию звонков, чтобы узнать, с кем разговаривает женщина. Бывший оперативник предполагал, что подозреваемый участник этнического ОПС мог скрываться у неё.
Эту женщину вызвали к следователю и требовали, чтобы она признала себя потерпевшей. Она не хотела, говорила, что Кульков мне ничем не навредил. Её там пять часов кошмарили. Ну и потом, сами понимаете, человек не выдержал давления, ей подсунули бумажку, и она подписала, что является потерпевшей. Спустя время, когда она пришла в себя, то обратилась к адвокату, потому что не хочет находиться в этом статусе, — говорит обвиняемый.
Он также добавил, что следователи пытаются привлечь к делу в качестве потерпевших не только женщину, детализацию звонков которой запрашивал Кульков, но и всех, с кем она контактировала.
Им нужны потерпевшие. И вот людей вызывают и рассказывают, что поймали банду мошенников, которые собирали ваши данные, чтобы взять огромный кредит. Напишите заявление, и вам 200 тысяч будет выплачено, — уверен Кульков.
Бывший полицейский рассказал News.ru, что фактически девять месяцев был лишён свободы из-за обвинения, производство по которому потом остановили. Два из них он провёл в СИЗО, семь — под домашним арестом. Сейчас Кульков находится под подпиской о невыезде.
Там просто всё зависло (о деле по обвинению в самоуправстве. — News.ru). Дело приостановили в июне с формулировкой о том, что подозреваемый или обвиняемый не был установлен. Негласно мне сказали: «Ну ты же сам всё понимаешь», — говорит он.
Обвиняемый также подчеркнул, что прямо сейчас он знакомится с томами уголовного дела по новому обвинению — их в деле 13. Завтра, 31 октября, следователи намерены выйти в суд с ходатайством об ограничении его в праве на ознакомление с делом, заключает он.