Кунцевский суд Москвы огласил 6 декабря приговор студенту Высшей школы экономики Егору Жукову, признав его виновным по части 2 статьи 280 УК РФ «Призывы к экстремистской деятельности». Его приговорили к трём годам лишения свободы условно с трёхлетним испытательным сроком и двухлетним запретом на администрирование сайтов, интернет-каналов и пабликов. Жукову выдвинули обвинения из-за четырёх роликов на его YouTube-канале. Прокуратура просила посадить студента в колонию на четыре года: максимальный срок по статье предусматривает до пяти лет лишения свободы. News.ru собрал отзывы наблюдателей об этом судебном решении.
Егора арестовали 2 августа текущего года и пытались обвинить в руководстве «массовыми беспорядками», которые произошли в центре Москвы 27 июля, когда граждане собрались на несогласованную акцию против недопуска оппозиционных кандидатов на выборы. Через месяц его уголовное преследование прекратили, но начали новое, по статье о «призывах к экстремизму». Дело завели из-за роликов под названиями «Митинг 4 октября, или Как сливают протест», «Бойкот выборов — это лишь начало», «Мирная революция возможна (доказательства)» и «Митинги? Что дальше?». Штатные эксперты ФСБ дали заключение, согласно которому в роликах Жуков призывал к борьбе за смену власти «произвольным способом».
Сам Жуков после приговора поблагодарил всех за свою поддержку и заявил, что будет продолжать политическую деятельность.
Я надеюсь, что мы не научились воспринимать как победу наказание невиновных людей. Я рад, что я на свободе, но это (приговор. — News.ru) совершенно несправедливая вещь, — сказал он.
Профсоюз журналистов и работников СМИ выпустил по итогам судебного решения заявление, что «расценивает обвинительный приговор блогеру Егору Жукову как угрозу свободе слова». Ранее организация требовала от Следственного комитета прекратить уголовное преследование Жукова и «отказаться от абсурдных обвинений».
Три года условно для Егора Жукова — это не «уф, пронесло», а «незаконное привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного», — прокомментировал в своём Telegram-канале оппозиционный политик Алексей Навальный.
Он считает, что следователи и прокуроры, работавшие по делу Жукова, а также судья, выносившая приговор, должны быть привлечены к уголовной ответственности.
Условная свобода слова. Адвокатов с успехом. Егора — со свободой! Всем остальным — надежды и настойчивости! — прокомментировал в своём Telegram-канале глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
Рэпер Мирон Фёдоров, больше известный под псевдонимом Оксимирон, который пришёл на суд, чтобы поддержать Егора Жукова, считает, что такой мягкий приговор нужно воспринимать как оправдательный.
То, что это «условка», это очень радует. Это означает, что если привлекать внимание к таким вещам, то это работает. Мы воспринимаем условный приговор как оправдательный. То, что приговор оправдательный, говорит всем, кто сомневался, что обвинения в адрес других фигурантов «московского дела» с огромной вероятностью, практически сто процентов, являются натянутыми, притянутыми за уши, а сроки — дикими и абсолютно неадекватными, — сказал он на выходе из Кунцевского суда.
Проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара рада, что суд назначил студенту Егору Жукову условное наказание. По её словам, теперь молодой человек сможет окончить четвёртый курс и получить степень бакалавра.
Его место в университете. Сейчас Егору нужно успеть сдать сессию, написать диплом и блестяще его защитить, — отметила она.
Политолог Екатерина Шульман в комментарии News.ru рассказала, что приговор не был неожиданным для наблюдателей. По её словам, условный срок вовсе не означает отсутствия наказания и влечёт ряд неприятных последствий.
Author: Екатерина Шульман [ политолог ]
По букве нашего закона довольно затруднительно впервые судимому человеку, студенту, за преступление, не связанное с насилием, не причинившее никому реальному ущерба, назначить срок, связанный с реальным лишением свободы. При всём том, что мы понимаем про политические заказы, но как-то это всё затруднительно. Поэтому условный срок тут не является неожиданным, но и обвинительный приговор не является неожиданным. Я напомню, что судимость с условным сроком очень сильно ограничивает человека в его будущей жизни и многие дороги для него оказываются закрыты. При устройстве на работу на госслужбу, на работу преподавателем требуют справку о несудимости — о том, что у вас её не было, и поэтому в приговоре с условным сроком ничего хорошего нет. То есть это не отсутствие наказания. Защита собирается этот приговор обжаловать в дальнейших инстанциях. Поэтому посмотрим, что будет с этим приговором в российских судах и в ЕСПЧ, до которого, я думаю, он тоже дойдёт. Люди, которые собрались у суда, были рады, что приговор не связан с реальным лишением свободы. Но им тоже было понятно, что это обвинительный приговор — человек признан виновным в преступлении, которого не существует. И никаких призывов к экстремизму вообще не должно быть в Уголовном кодексе — это расплывчатая формулировка. То, за что Егора наказали, ни под какие призывы к экстремизму не подпадает.
News.ru также поговорил с адвокатом другого фигуранта «московского дела» — Константина Котова. Последний получил четыре года реального срока, будучи задержанным на акции 10 августа. Защитник заявила, что нет смысла давать оценку сегодняшнему приговору, так как все они «очевидно неправосудные».
Я считаю неправильным обсуждать вот эти вещи. Это не та повестка, которая должна быть: почему одному дали столько, а другому столько. Мне кажется абсолютно неправильным думать, почему в концлагере одному дали баланды больше, а другому меньше. Надо говорить о том, почему мы до сих пор в концлагере.
Эйсмонт призвала обращать внимание на проводимые в таких делах экспертизы и предложила профессиональному сообществу консолидироваться и в дальнейшем.
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что в делах по экстремизму анализируется текст. И в каждом таком деле есть эксперты на службе следствия. В деле Жукова мы видим, как много действительно уважаемых профессиональных людей дали оценку заключению специалиста, — считает адвокат.
Вместе с тем недавно избранный глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев одобрил приговор Кунцевского суда.
Я дважды публично призывал суд проявить гуманность в отношении в том числе Егора Жукова. Считаю, это достижение. Надеюсь, решение было принято в результате в том числе наших обращений, — сказал Фадеев «Интерфаксу». — Было бы неправильно направить в тюрьму талантливого молодого человека, сломать ему жизнь в 21 год.
Суд, по мнению главы СПЧ, принял «сбалансированное решение», которое позволит Жукову продолжить учёбу и работу.