В результате перехода под контроль и включения в состав России новых регионов на территории РФ оказались украинские следственные изоляторы и исправительные колонии. В них содержатся тысячи человек, арестованных или осуждённых к срокам лишения свободы в соответствии с Уголовным кодексом Украины. Как минимум некоторые из них уже эвакуированы в другие регионы России. Что сейчас происходит с этими людьми и что ждёт их при попадании в российское правовое поле — разбирался NEWS.ru.

Бежавшие и перевезенные

Судьбу украинских заключённых начали обсуждать после отхода российских войск из Херсона. Появлялись утверждения, что, покидая город, военно-гражданская администрация выпустила заключённых на свободу. Украинские журналисты писали, что в оставленном местном СИЗО обнаружили дела почти 500 арестантов, среди них 15 человек — осужденные пожизненно. Появлялась информация и о том, что 59 заключенных были вывезены вглубь России.

Об эвакуации заключенных из Херсонской и Запорожской областей в другие регионы РФ сообщал и создатель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин. В своих соцсетях он писал, что перевезенных арестантов порядка 2500 человек, при этом он утверждал что во время перехода украинских колоний и СИЗО в ведение российской ФСИН спецназ тюремного ведомства проводил в учреждениях силовые рейды. Комментарий Осечкина при подготовке материала получить не удалось.

Российский адвокат Дмитрий Аграновский предполагает, что перевозка заключенных осуществляется для того, чтобы убрать их из зоны боевых действий.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Они могут быть перевезены в другие регионы России. Что бы они ни совершили, в чем бы их ни обвиняли, они имеют право на жизнь, — отмечает он.

Фото: Национальный антитеррористический комитет

Председатель правления Украинского Хельсинкского союза Евгений Захаров рассказал NEWS.ru, что по его данным, в другие регионы России вывезли порядка тысячи осужденных и им предлагают перейти в российское гражданство. При выходе из колонии после отбытия срока далеко не у всех заключенных есть паспорта. В РФ им могут предоставить, разумеется, только российский.

До начала боевых действий в Запорожской и Херсонской областях было порядка 20 колоний и СИЗО, в них содержались десятки тысяч человек. Некоторые из них теперь контролируются российской армией, некоторые — украинской. В условиях меняющейся линии соприкосновения войск исправительные колонии могут переходить то под контроль ВС РФ, то ВСУ.

По одной колонии были попадания, разбежался персонал, заключенные тоже. Они советовались с нами: что делать? Мы рекомендовали возвращаться обратно, чтобы не приписали побег. Сейчас в этой колонии будут вновь собирать персонал, — рассказывает Захаров.

Захаров говорит, что за время боевых действий украинцы эвакуировали вглубь страны десять своих исправительных учреждений. В тех, что оказались на территории, контролируемой РФ, часть сотрудников продолжила работу в прежнем режиме. Теперь на Украине этим тюремным надзирателям грозит уголовное преследование.

Что теперь с заключенными [Запорожья и Херсонщины] будет — очень трудно сказать. Я думаю, что могут предложить освобождение взамен на участие в боевых действиях, как это делает, например, ЧВК. Возможно, что они будут обменным фондом. Но сейчас они будто бы вычеркнуты из нашего правового поля, потому что я не думаю, что их судьбой будет кто-то заниматься. Судя по последней статистике нашей ФСИН, они не включены в тюремное население России, — комментирует российский адвокат Ирина Бирюкова.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Новые регионы были присоединены к России в октябре, при этом, по официальной статистике ФСИН, за октябрь 2022 года общая численность заключённых, находящихся в учреждениях ведомства, не только не увеличилась, но даже сократилась.

На официальном сайте ФСИН ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области уже обозначены как подведомственные регионы, но контакты местных управлений пока не указаны. Член Главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов сказал NEWS.ru, что официальных органов ФСИН России на новых территориях ещё нет.

Сколько сидеть

После появления в Запорожской и Херсонской областях российской судебной системы встанет вопрос о том, что делать с людьми, которых осудили по законам Украины.

Думаю, приговоры будут пересматриваться в соответствии с российским законодательством. Убийство признается преступлением во всех странах. А, скажем, ношение коммунистической символики на Украине является [уголовным] преступлением, в России — не является. Приговоры за то, что не является преступным в России, должны быть пересмотрены. Заключенные, которые, находясь в колониях, тем не менее переехали из Украины в Россию, должны получить право на обжалование приговоров. Например, если украинский суд не учел какие-то смягчающие обстоятельства, — предлагает адвокат Дмитрий Аграновский.

Статья 436-1 «Изготовление, распространение коммунистической, нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов» украинского Уголовного кодекса, о которой говорит Аграновский, предусматривает до десяти лет лишения свободы.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Евгений Захаров из Украинского Хельсинкского союза отмечает, что пересмотр не всегда может оказаться выгодным для арестантов. И приводит пример ДНР, Уголовный кодекс которой похож на российский.

Так было в ДНР, во многих случаях приговоры ужесточались после пересмотра. Российский УК гораздо жестче украинского во многих случаях. Правда, некоторых осужденных на пожизненное заключение перевели на 15 лет, — говорит правозащитник.

По его словам, это связано с тем, что по украинскому законодательству совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством, а по российскому — не всегда, что могло отразиться на смягчении наказания при пересмотре приговоров.

Вместе с тем адвокат Ирина Бирюкова рассказала, что после присоединения Крыма заключенные расположенных на полуострове колоний продолжали отсиживать те же сроки, какие получили в украинских судах.

Член Совета по правам человека при президенте Ева Меркачева сообщила NEWS.ru, что готовит запрос во ФСИН c целью выяснить, что происходит с заключенными новых регионов.

Есть подозрения, что там проблемы с условиями содержания и что люди, которые там находятся, считают, что их права нарушены. Когда гражданин Украины сидел в украинской тюрьме, ему поступали посылки, передачи. Теперь украинская почта туда не доставляется. Нюансов очень много, со стороны ФСИН нужна открытость. Пока это черная дыра, кто за этих заключенных отвечает — непонятно. На ресурсах [департамента исполнения наказаний Минюста Украины] все эти колонии по-прежнему находятся, то есть украинцы считают их своими. Воспользовавшись непонятной ситуацией, власть в этих колониях могут захватить заключенные, — рассказывает Меркачева.

Она предположила, что сейчас на новых российских территориях в колониях и СИЗО не хватает сотрудников ФСИН. Это может быть связано с невысокими зарплатами в ведомстве. Правозащитница заметила, что «в среднем у них зарплата в регионах России около 30 тысяч и мало кто захочет за такие деньги работать там, где в любой момент что угодно может случиться».

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Ева МеркачеваФото: Нина Зотина/РИА НовостиЧлен Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Ева Меркачева

Редакция NEWS.ru направила запросы в пресс-службу ФСИН России и в администрации Херсонской и Запорожской областей.