Очередная годовщина смерти вождя народов дала новый повод поговорить о том, кому не место у Кремлёвской стены. И если в обычные дни традиционным рефреном звучат призывы вынести Ленина из мавзолея и похоронить его в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище рядом с матерью, то 5 марта оживляются сторонники скорейшего перезахоронения Сталина, который уже был перемещён из того же мавзолея просто в могилу. Это когда Евгений Евтушенко требовал «удвоить, утроить караул», дабы он обратно не вернулся.
Вот и на этот раз его могилу в центре Москвы известный радиоведущий назвал «позором», а пара активистов бросила в памятник диктатору по гвоздике с громкими проклятьями. Обычно компартия с пеной у рта защищает ленинское место в хрустальном саркофаге, теперь же, видимо, придётся коллективной грудью отстаивать и семь аршинов Сталина у Кремлёвской стены.
Надо сказать, если даже абстрагироваться от двух весьма спорных фигур нашей истории, то вопрос статуса этого почётного кладбища возникает сам по себе и с ритмичной цикличностью. В этой связи вспоминали, что ещё во времена Хрущёва существовал проект создания в районе Ленинских (ныне — Воробьёвых) гор помпезного здания национального пантеона, куда, собственно, и можно было бы перенести прах сиятельных покойников. Но с пантеоном ничего не вышло. А вот превращение Красной площади в зону перманентных праздников и всенародных гуляний делает такое соседство ещё более нетерпимым. Всему же есть границы.
Но любые подобные разговоры мгновенно пресекаются родственниками похороненных у стены и в стене. Потомки решительно и коллективно восстают против такого святотатства. И наследников громких фамилий в чём-то понять можно — такая могила предка поднимает и их общественный статус.
Между тем разве только Ленин и Сталин вызывают стойкое неприятие значительной части нашего вечно расколотого общества? А разве лежащий здесь же Свердлов, духовный вдохновитель расказачивания и расстрела царской семьи, менее одиозен? А кровавые Розалия Землячка и Лев Мехлис, трижды в наши времена преданные анафеме, но продолжающие пребывать в самой известной российской стене? А помощник Сталина Иван Товстуха? Да мало ли там, в центре столицы, упокоенных с самыми высокими почестями персонажей, отношение к которым кардинально поменялось. Уже и названные в их честь улицы и даже города давно переименованы, а им воздают последние почести самим фактом самого почётного захоронения.
Так что вопрос, видимо, надо решать комплексно. И метанием гвоздик в мраморное изваяние ничего не добиться.