Центр помощи дикой фауне Архангельска «Мата-Мата» стал временным приютом для неожиданного подопечного. В небольшой пристройке поселилась юная нерпа, которую зоозащитники спасли от голодной смерти. В ближайшее время для морского млекопитающего создадут специальный бассейн, чтобы подготовить его к возвращению в дикую природу. Однако проблема не ограничивается одной нерпой — ежегодно десятки этих животных погибают на глазах у архангелогородцев.
Несколько дней назад неравнодушные жители города увидели душераздирающую картину: на льдине в порту в районе Маймакса лежала истощённая нерпа, которую клевала стая ворон. Очевидцы принялись звонить в службу спасения, но государственный орган отказался помогать животному.
«Там сказали, что делать нечего, естественный отбор, и если нерпа погибнет, значит, её судьба такая», — поведала News.ru руководитель центра помощи животным «Мата-Мата» Елена Фокина. Именно эта организация в итоге откликнулась на просьбы помочь животному, исходящие от жалостливых горожан.
Нерпа была настолько ослаблена, что не возникло никаких проблем с тем, чтобы взять её на руки и перенести в небольшую пристройку рядом с офисом. Трудности начались, когда стало понятно, что спасённое животное обезвожено и истощено. Да и условия для содержания морского млекопитающего пришлось создавать с нуля.
«Мы поместили его в небольшом помещении, где прохладно, примерно 5−8 градусов тепла. Для него это комфортно, мы следим за температурой, чтобы у животного не было перегрева или переохлаждения. Поскольку нерпа ослаблена, бассейн ей пока не нужен», — отметила Елена Фокина.
Она рассказала, что в ближайшее время в организации всё-таки планируют установить вольер с водой, где зверёк сможет плавать, когда окрепнет.
В первые сутки животное отказывалось самостоятельно есть, и его состояние оставляло желать лучшего. Волонтёрам приходилось каждый полчаса кормить нерпу через зонд раствором регидрона с мелко протёртой рыбой. Пищу (мойву и селёдку), блендер и матрацы на пол привезли зоозащитникам обычные граждане.
«Мы общаемся с Фондом друзей балтийской нерпы, они нас консультируют по всем вопросам касательно витаминов, питания, содержания. Они полагают, что набрать необходимую для жизни на воле форму животному удастся за месяц», — констатирует Елена Фокина.
Сейчас маленькая нерпа понемногу идёт на поправку. Малыш уже начал самостоятельно есть рыбу, ползать по небольшому загончику. Зоозащитники рассчитывают, что с каждый днём животное будет чувствовать себя всё лучше и лучше.
Однако спасение нерпы — это случай из ряда вон выходящий. А между тем помощь ежегодно нужна десяткам особей. Каждую весну ослабленные после холодного времени года животные выходят к людям и умирают от истощения на берегу. За мучениями нерп наблюдают жители Архангельска и Санкт-Петербурга.
Но, если в городе на Неве при участии зоозащитников и коммунальщиков был создан центр реабилитации нерп, в Архангельске обращения в госорганы остаются без ответа. Возможно, это происходит потому, что жертвами становятся не краснокнижные балтийские, а обычные нерпы.
«Люди видят, что животное умирает, и не могут ничего сделать, на их звонки не реагируют ни Минприроды, ни службы спасения», — сетует Елена Фокина.
Кроме того, в Архангельске нет специализированных некоммерческих организаций, которые бы занимались помощью диким и экзотическим животным. А «Мата-Мата», по очевидным причинам, не сможет приютить и спасти всех нуждающихся в помощи нерп.
«У нас уже был печальный опыт: неравнодушные граждане нашли детёныша нерпы на льдине, но у нас никак не получалось поднять его на сушу. Никто не хотел помогать. Когда животное всё же попало к нам, помочь ему было уже невозможно, оно было похоже на обтянутый кожей скелет», — вспоминает собеседница News.ru.
Зоозащитники просят власти обратить внимание на эту проблему. News.ru направил обращение в Минприроды с просьбой пояснить, готово ли будет региональное ведомство обеспечивать содействие некоммерческим организациям в вопросе спасения нерп. Кольчатая нерпа, конечно, не является видом на грани вымирания, но оставлять без помощи страдающих животных, как минимум, негуманно. Особенно после того, как в России был подписан закон «Об ответственном обращении с животными».