По сравнению с прошлогодним показателем за период с января по октябрь 2019-го количество ДТП в России снизилось на 3,5%, а число погибших сократилось на 9,4%. При этом, по данным Госавтоинспекции, возросло число аварий в городских округах, а также городских и сельских поселениях.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности на российских автодорогах, начал давать свои положительные результаты. С каждым годом смертность в результате ДТП в стране снижается. Согласно статистике Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, по итогам десяти месяцев этого года совокупное число аварий составило 133,2 тыс. В этих авариях погибли 13,5 тыс. человек, были ранены 171,3 тыс. человек.

По сравнению с другими странами российская динамика по указанным показателям является очень позитивной. Впрочем, однозначное сравнение делать довольно сложно в силу огромной территории нашей страны.

Если рассматривать ситуацию в США, то сейчас там наблюдается довольно тяжёлая картина, поскольку показатели по всем позициям неуклонно возрастают.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как рассказала NEWS.ru президент экспертного центра «Движение без опасности», член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре, ежегодно в Америке гибнет порядка 56 тыс. человек, а динамика по детской смертности достигает 100%. При этом негативный тренд прослеживается на протяжении последних четырёх лет.

Сравнение с такими странами, как Германия, Австрия и, например, Швеция, может быть уместно не в целом по России, а по отдельным сопоставимым по территории российским регионам.

По отдельным регионам мы вполне себе сравнимы. В той же Москве сейчас социальный риск сравним с рядом прогрессивных стран. Но у нас большая территория и протяжённость дорог, которые, конечно, в такие краткие сроки все перестроить невозможно. Но мы находимся в хорошей зоне. И ту динамику сокращения смертности, которую мы показываем, — такой больше никто похвастаться не может.

Наталья Агре президент экспертного центра «Движение без опасности»

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Главные дороги

На сегодняшний день общая протяжённость российских автомобильных дорог общего пользования достигает почти 1,5 млн км.

Трассы, которые связывают между собой крупнейшие и наиболее важные административные, промышленные, культурные центры страны и обеспечивают транспортные связи с зарубежными государствами, имеют федеральное значение. Общая протяжённость российских федеральных автодорог сейчас превышает 53 тыс. км.

На данный момент свыше 50,1 тыс. км федеральных дорог находятся в ведении Росавтодора, подведомственного Министерству транспорта. За ещё примерно 2,9 тыс. км отвечает ГК «Автодор», развивающая сеть платных скоростных автомагистралей.

В целом на сети федеральных трасс, согласно статистике Госавтоинспекции, по итогам десяти месяцев этого года произошло 17 224 ДТП, что на 3,3% меньше, чем годом ранее. При этом число погибших сократилось на 11,6% — до 3909 человек, а количество раненых уменьшилось на 2,6% — до 25 641 человека.

Важнейшую роль в повышении уровня безопасности на дорогах играет такой проект, как «Безопасные и качественные дороги», который из ранга приоритетных переведён в прошлом году в разряд национальных. Сейчас в нём участвует 83 региона и 104 городские агломерации.

Данный нацпроект рассчитан до 2024 года. К этому периоду должны быть достигнуты его ключевые показатели: сокращена смертность в результате ДТП в 3,5 раза до не более четырёх погибших на 100 тыс. населения и снижено число мест концентрации ДТП в два раза.

К настоящему времени Росавтодором совместно с ГИБДД разработаны программы по ликвидации аварийно-опасных и потенциально опасных участков, а также обустройству социально значимых участков автодорог.

Таких очагов выявлено более 3 тыс., все они обследованы и в каждом конкретном случае разработаны мероприятия по повышению уровня безопасности, — рассказали NEWS.ru в Росавтодоре.

В частности, для повышения безопасности движения Росавтодор проводит строительство разноуровневых пешеходных переходов, обеспечивает светофорное регулирование, устанавливает знаки над проезжей частью, строит площадки для отдыха водителей. Федеральная автодорожная сеть активно оснащается барьерными, тросовыми и пешеходными ограждениями, комплексно обустраиваются пешеходные переходы, устанавливаются Г- и П-образные опоры, светофорные объекты, табло переменной информации, а также стационарное электрическое освещение на участках дорог, проходящих через территории населённых пунктов.

Кроме того, в 2019 году Росавтодор должен завершить двухлетнюю программу по оборудованию федеральных трасс комплексами фотовидеофиксации. В настоящее время установлено свыше тысячи камер, — отмечают в пресс-службе агентства.

Активная работа по повышению уровня безопасности федеральных трасс ведётся и ГК «Автодор». Госкомпания также проводит установку ограждений, модернизирует светофоры, устанавливает освещение, шумовые полосы, проводит замену дорожных знаков и устраивает левоповоротные карманы.

В результате этого на трассах «Автодора», по данным компании за 11 месяцев этого года, число аварий сократилось на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число погибших в ДТП снизилось на 17,8%, а пострадавших на 5,3%.

Теперь 81,5% сети от общей протяжённости автомобильных дорог государственной компании соответствуют нормативам, — сообщают в пресс-службе «Автодора».

Федеральные трассы, подведомственные Росавтодору, по данным на начало этого года, приведены в нормативное состояние на 83,03%.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Дороги в регионах

Остальные 1,4 млн км российских автодорог представляют собой трассы регионального, межмуниципального и местного значения.

В этом году доля дорог регионального значения, соответствующая нормативным требованиям, по плану, должна составить 44,1%. В нормативное состояние будет приведено, по предварительным данным, и до 60% дорожной сети городских агломераций. Об этом сообщил министр транспорта России Евгений Дитрих в конце ноября в рамках правительственного часа.

Самая сложная ситуация сейчас на дорогах в регионах. В силу того, что в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», конечно, федеральные дороги приводятся в порядок достаточно оперативно, и большие средства на это выделяются, — говорит Наталья Агре.

По её словам, финансирование дорожных работ в регионах осуществляется зачастую не в полном объёме и не совсем равномерно.

Подробнее суть этой проблемы объяснил глава Минтранса Евгений Дитрих.

С учётом задач, стоящих перед регионами в рамках нацпроекта, повышенное внимание Минтранса уделяется формированию региональных дорожных фондов. В ряде субъектов до сих пор часть средств выводится из таких фондов и направляется на иные цели, — сказал глава ведомства.

Впрочем, по его словам, с каждым годом количество регионов, взимающих «налог на дороги», сокращается. Если в 2014 году их было 45, то в этом году чуть более 20.

Более того, в регионах дороги низкой категории, без разделительных полос, освещения, нет тротуаров. Конечно, там ситуация гораздо более плачевная. Думаю, что в рамках нацпроекта приведут в порядок федеральные дороги и постепенно будут добираться до региональных, — считает глава экспертного центра «Движение без опасности».

Совокупное число ДТП на автодорогах общего пользования за 10 месяцев этого года составляет, по данным Госавтоинспекции, более 125 тыс. случаев. В том числе на дорогах регионального и межмуниципального значения произошло 24,3 тыс. аварий, а на дорогах местного значения — свыше 81 тыс. ДТП.

При этом подавляющее большинство инцидентов происходит в границах населённых пунктов (свыше 104 тыс. аварий). Сокращение числа ДТП зафиксировано в городах федерального значения (12,6 тыс. происшествий), столицах субъектов РФ (41,3 тыс.), административных центрах муниципальных районов (11,3 тыс.), а также административных центрах сельских поселений (3,7 тыс.).

Однако число ДТП в городских округах возросло на 1,4% до 15,7 тыс., в городских поселениях увеличилось на 2,5% и превысило 5 тыс. Наибольший рост ДТП (на 5,8%) произошёл в сельских поселениях, где насчитано 14,2 тыс. аварий.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Движение по правилам

Несмотря на немаловажную роль качества автодорожной инфраструктуры, основной причиной всех ДТП в России выступает нарушение правил дорожного движения (ПДД). По данным Госавтоинспекции, с начала этого года по этой причине произошло почти 119 тыс. аварий из общего числа, в том числе: нарушение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения и несоблюдение дистанции.

Учитывая, что по всей стране двухполосных дорог без заградительных барьеров довольно много, понятно, что частота выездов на полосу встречного движения влечёт за собой ДТП, — говорит Наталья Агре.

Она уверена, что способствовать сокращению числа таких происшествий, а также степени их тяжести, должно качество обучения, в том числе в автошколах. Сейчас, по её словам, в эти образовательные учреждения люди по-прежнему приходят не за знаниями, а с целью подготовки к экзаменам.