Лидер и бессменный гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов выступил против того, чтобы сериал о группе снимала экс-вокалистка коллектива Наталия Гулькина. NEWS.ru поговорил с Горбашовым о конфликтах вокруг прав на песни, Маргарите Суханкиной и других солистках, моде на музыку 90-х, Пугачевой и современных исполнителях.

Как Горбашов стал частью «Миража»

— Алексей Борисович, вспомните, как вы пришли в «Мираж»?

— На дворе стояла зима 1987 года. Двое моих знакомых — Андрей Лукинов (сейчас он директор продюсерского центра Игоря Матвиенко. — NEWS.ru) и Игорь Васильев распространяли музыкальные новинки на бобинах. В один день мне позвонил Андрей и сказал, что они с компаньонами купили профессиональное студийное оборудование. У меня пустовала квартира и был почти готов материал для сольного альбома. Вот Лукинов и предложил поставить оборудование у меня дома в обмен на запись на нем моих песен.

Мы договорились, что параллельно со мной на этом оборудовании будет работать еще один человек по имени Андрей. Через неделю он сказал, что послушал наброски моих песен, ему понравилось, и он предложил мне принять участие в записи его материала. Это был Андрей Литягин, автор песен группы «Мираж», первый альбом которой звучал из каждого утюга. Меня зацепили наброски новых песен, и я согласился участвовать в записи второго.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Какой была Суханкина

— Говорят, Александр Шишинин создал «Комбинацию», вдохновившись «Миражом», а по чьему подобию был создан сам «Мираж»?

— Никакого явного прототипа не было. В основу песен «Миража» легла ритмическая база евродиско — модного музыкального направления. В таком стиле играли многие исполнители: Modern Talking, С. С. Catch, Fancy, Joy. Но когда ритмы евродиско в песнях «Миража» дополнились моей гитарой, это стало отдельным явлением, аналога которому не было ни на Западе, ни в нашей стране. Многие в Союзе и России пытались повторить то, что делал «Мираж», но ни у кого не получилось.

Маргарита СуханкинаФото: Anatoly Lomokhov/Global Look PressМаргарита Суханкина

— В записи трех песен первого альбома принимала участие Маргарита Суханкина. Какое впечатление она на вас произвела?

— Суханкина принимала участие в записи первого и второго альбомов, но отказалась работать дальше с материалом, карьера в группе и концертные выступления ее не интересовали. Как она сказала в одном интервью, ей не хотелось петь «дешевые эстрадные песенки». Через пару десятилетий, когда эти «песенки» стали уже «классикой» и на них, как выяснилось, можно было неплохо зарабатывать, они стали ей интересны. Мы с ней плотно не общались, слава богу, и она не успела произвести никакого впечатления. Это было что-то невнятное.

Почему «Мираж» выступал под фонограмму

— Почему-то именно с «Миражом» ассоциируется пение под «фанеру». Это было связано в то время лишь с вокальными данными солисток?

— Вообще полной фонограммы никогда не было. На концертах был плейбэк, но часть инструментов всегда звучали живьем. В первую очередь это было связано с отсутствием технических возможностей обеспечить полностью живое исполнение.

Это сейчас нужная техника есть практически везде, принято, что артист высылает райдер со списком требований и ему обеспечивают любые музыкальные инструменты и техническое оснащение, исполнение всех его капризов. Кто-то требует, чтобы пол в номере отеля был усыпан лепестками роз, а кто-то — элитное шампанское из Франции. В то время можно было желать все, что угодно, и мечтать, о чем хочется, присылать любые райдеры, но если, например, в филармонии в городе был один пазик, в котором не работала печка, то все равно было больше не на чем возить звезду.

Так вот, концертного оборудования в стране не было, поэтому оперативно переписывать фонограмму под каждую солистку тоже было нереально. К тому же девушки со временем распелись, и на концертах было больше живого голоса, чем фонограммы. Заявление одной мадам [Суханкиной], что все всегда пели под одну фонограмму, — это черный пиар, на котором данная мадам сделала себе имя.

Екатерина БолдышеваФото: Vladimir Volnikov/Russian Look/Global Look PressЕкатерина Болдышева

В интернете можно найти попурри из трех песен, которые поет Ветлицкая. Не надо обладать слухом, чтобы понять, что там звучит голос Натальи. Есть ролики с вокалом Овсиенко. С приходом в «Мираж» в 1991 году Екатерины Болдышевой никакая фонограмма вообще не использовалась, она всегда пела и поет живьем.

Изначально госпоже Суханкиной было предложено выступать, никто не лишал ее возможности выходить на сцену, но она сама от этого отказалась. И слава богу. Сейчас всем понятно, что группа не смогла бы работать с таким человеком. Если говорить о смене солисток, то это стандартная ситуация, с которой сталкиваются коллективы с участием молодых девушек, — они встречают молодых людей, и их планы резко меняются. Это случилось с Наталией Гулькиной, со Светланой Разиной и с Татьяной Овсиенко — они нашли любовь и ушли в свободное плавание.

Другие солистки попали в иные обстоятельства. У Иры Салтыковой, например, была на руках грудная дочь Алиса, и ей приходилось разрываться между гастролями и ребенком. Наталья Ветлицкая просто не выдержала гастрольной нагрузки.

Что сказал лидер «Миража» о Ветлицкой

— Не все знают, что Ветлицкая, Салтыкова и Овсиенко начинали в «Мираже». Что можете сказать о них?

— Мне довелось посотрудничать со всеми ними, и я знаю, с кем можно, а с кем нереально работать. Любой гастрольный тур — это бесконечные переезды, в которых часто случаются накладки и форс-мажоры. Когда люди пашут без отдыха, не спят по несколько ночей, они становятся раздражительными, злыми и ведут себя абсолютно непредсказуемо. Возможно, кто-то считает, что жизнь артиста — это сплошные шампанское, черная икра, джакузи, лимузины, цветы и автографы. Но это не так.

Гастроли — это серьезная нагрузка, и далеко не каждый способен это выдержать. Та же Ветлицкая оказалась не готова к таким испытаниям на прочность. Она проработала несколько месяцев. И все вроде было ничего, никаких особых капризов со стороны Натальи не было. Но в конце осени мы поехали на гастроли по Алтайскому краю, там уже был лютый мороз и снег по колено, в городах — холодные гостиницы и автобусы с неработающими печками.

Певица Наталья Ветлицкая, 1994 годФото: К. Карташян/РИА НовостиПевица Наталья Ветлицкая, 1994 год

Мы работали по пять концертов в день, в этой поездке Наташа совсем выбилась из сил и сильно заболела. В результате ее мама позвонила Андрею Литягину и сказала: «Вы угробили мою дочь». Это было настоящим ударом. Ведь мы сработались с Натальей, и она нравилась зрителям. У нее была эффектная внешность, и ее холодный образ совпадал с образом героини песен «Миража». К тому же у Наташи была профессиональная хореографическая подготовка, она пришла в группу уже состоявшейся артисткой.

— Что вы думаете по поводу нынешней позиции Ветлицкой?

— Мы не общаемся уже много лет, она давно живет в Испании. В то время, когда мы работали с Наташей, разговоров о политике вообще не велось: в них не было смысла, политика была одна — партии и правительства, она делалась независимо от нас, и обсуждать было нечего, хотя, конечно, всем хотелось перемен. Не знаю, что с ней случилось после отъезда...

Жизнь в эмиграции ведь не такая легкая и простая. Мы раньше много ездили и жили в Германии. В 1990-е для нас это была фактически вынужденная мера: вся концертная работа в нашей стране просто рухнула, она стала убыточной и бессмысленной. Мы проводили в зарубежных гастролях много месяцев, поэтому знаем, что такое жить за границей. Но, несмотря на массу предложений, мы никогда не хотели там остаться.

И находясь там долгие месяцы, мы всегда считали дни до окончания поездки, чтобы вернуться в немытую лужковскую Москву с ее разбитыми дорогами, рынками и «братками». К слову сказать, сейчас дороги в том же Нью-Йорке или Брюсселе куда хуже, чем в Москве, а уж нашим бордюрам, которые у нас меняют каждый сезон, может позавидовать любая столица мира.

Наталья Ветлицкая, 2020 годФото: Komsomolskaya Pravda/Global Look PressНаталья Ветлицкая, 2020 год

— Как думаете, почему Ветлицкая не смогла победно вернуться на сцену в 2019 году?

— Насколько я знаю, билеты плохо продавались. Я думаю, зрители припомнили Наталье ее риторику в адрес нашей страны.

С каким криминалом сталкивался «Мираж»

— В конце 1980-х и начале 1990-х у «Миража» было много групп-двойников. Вы пытались с ними бороться?

— Конечно, пытались. Я помню, где-то на Дальнем Востоке выступал левый «Мираж», в котором в качестве солистки была финалистка конкурса «Красавица Москвы». Их там задержали с милицией, вроде бы даже завели дело.

Ездил и фейковый «Мираж» с девушкой по имени Ляйсан, которая косила под Овсиенко. Она была татаркой, и у нее были абсолютно черные волосы. Она довыбеливала локоны и лишилась [волос], потом работала уже в парике. Это мы все знаем по рассказам коллег, которые встречались с ними на гастролях. В то время интернета и мобильной связи не было, до нас это доходило уже постфактум.

— Концертный директор Сергей Лавров рассказал NEWS.ru, что криминала в те годы было много и «Мираж», вероятно, сталкивался с этим даже больше, чем другие. Было такое?

— Таких ситуаций было сколько угодно. Я помню, на Дальнем Востоке до полусмерти избили нашего администратора. А в Екатеринбурге Тане Овсиенко местные «братки» подарили шубу, а потом сказали: пусть с нами после концерта Таня поедет в сауну. Был жуткий напряг. Наши директора и охранники несколько часов вели переговоры, шубу вернули, и Таня никуда, конечно, не поехала, никто бы ее не отпустил.

Группа «Мираж»Фото: Vladimir Volnikov/Russian Look/Global Look PressГруппа «Мираж»

А в 1990-е, когда мы уже с Болдышевой гастролировали по Грузии, местный бизнесмен пригласил нас на банкет после концерта. Там он позвал Екатерину на танец и шепнул на ушко, что ночью ее похитит. Конечно, она восприняла все как шутку. Но в эту ночь бизнесмен приехал к гостевому дому, в котором мы ночевали, с кучей вооруженных головорезов, они окружили здание.

У нас там были свои телохранители, двое парней — воинов «Мхедриони», которые прошли грузинскую гражданскую войну и видели смерть. Переговоры шли всю ночь, бизнесмен не хотел отступать, мол, у нас в Грузии такие традиции и он решает все вопросы в этом городе.

В итоге оказалось, что один из наших телохранителей и один из его головорезов знакомы, оба участвовали в одной передряге во время войны и наш телохранитель спас ему жизнь. Они стали брататься — это разрядило обстановку. К тому же бизнесмен к этому моменту был изрядно пьян, сил бодаться дальше уже не было. Они разъехались по домам, и спустя пару часов, когда мы уже собрались у автобуса, чтобы ехать в следующий город, бизнесмен приехал, чтобы попрощаться. Он извинился и подарил Екатерине козленка, который благополучно доехал с нами до Тбилиси и остался у одного из наших организаторов.

В Казани ни одного концерта в конце 1980-х и начале 1990-х не проходило без участия крепких ребят. Они все обеспечивали безопасность. И когда мы в очередной раз приезжали в Казань на гастроли, организаторы нам говорили: «Ты помнишь такого-то? Его недавно убили. А такого-то посадили».

Почему воюют Суханкина и Гулькина

— «Мираж» столкнулся со скандалами из-за авторских прав. Объясните, что происходит.

— Любая из солисток может заключить договор: авторы не против, чтобы эти песни исполнялись на концертах, но никто из них не готов предоставлять это право безвозмездно. А вот девушки не любят платить. Я лично вел переговоры с представителями каждой из них.

Наталия ГулькинаФото: Сергей Булкин/NEWS.ruНаталия Гулькина

У Суханкиной была лицензия, по которой она абсолютно законно исполняла эти песни на протяжении полугода, потом ее, видимо, задушила жаба, и менеджмент Маргариты заключил договор с издательством, где находилась часть прав, и создал по этому договору некий сложный объект, который они назвали театрализованным представлением.

Было уже несколько судов, в результате было установлено, что никаким театром там не пахнет, а это обычное жульничество. Организаторов концертов оштрафовали за незаконное исполнение произведений. Но мадам Суханкиной плевать на закон, и она продолжает петь композиции, обворовывая авторов.

Мы знаем, что и Гулькина на корпоративах поет песни «Миража». Все могли бы решить, но, видимо, жаба душит. Единственное исключение составляет Светлана Разина, с ней заключены все договоры и есть взаимопонимание.

— Почему Гулькина и Суханкина все время ругаются?

— Вы знаете, есть люди, которые этим живут и которым это доставляет удовольствие. Я знаю тех, для кого выяснение отношений — это потребность. К счастью, мы к ним не относимся и ничего ни с кем не делим.

Почему молодежи интересны песни 80–90-х

— На концерты «Миража» ходит возрастная ностальгирующая публика или еще молодежь?

— Молодежь всегда приходила на наши концерты, сейчас ее стало явно больше. Сериалы, в которых прозвучали наши песни, сделали свое дело. Мы видим, что увеличилось количество слушателей на музыкальных платформах. Молодежи явно «зашла» песня «Новый герой» в сериале «Слово пацана», и она моментально вышла в топы в интернете.

Певица Маргарита Суханкина и группа «Мираж»Фото: Екатерина Чеснокова/РИА НовостиПевица Маргарита Суханкина и группа «Мираж»

— Что стоит за трендом на песни 80–90-х, может быть, просто сейчас стали писать более слабую музыку?

— Всегда было принято ругать модные течения в искусстве. Наши родители не понимали рок, джаз вообще считался идеологической диверсией. Но, объективно, в 80–90-е действительно было написано огромное количество хорошей музыки и снято хороших фильмов. Но тогда было время такое, позитивное и оптимистичное. Не стоит ругать молодежь за то, что она не может написать таких песен, — сейчас неоткуда черпать такие эмоции.

«Пугачева с ее творчеством и талантом — целая эпоха»

— Что вы думаете о нынешней позиции Пугачевой?

— Мне сложно сказать, в то время мы периодически встречались в различных концертных программах, но я не знаком с ней лично. Могу сказать одно: в СССР авторитет Пугачевой был непререкаемым. Конечно, артиста такого уровня и масштаба нет и, возможно, больше не будет. Пугачева с ее творчеством и талантом — целая эпоха, это огромный пласт нашей культуры. К сожалению, то, что она сейчас делает и говорит, у большинства ее поклонников вызывает недоумение, разочарование и непонимание. Сложно сказать, какие у нее мотивы, почему она там, а не здесь и делает те или иные заявления. Бог ей судья.

— По вашему мнению, кто бы мог занять место Пугачевой?

— Дело не только в вокальных данных, больше — в масштабе личности. На сегодняшний день, к сожалению, нет ни одного исполнителя, который мог бы в этом составить ей конкуренцию. Такие люди рождаются редко, наверное, раз в столетие или реже. Хорошие исполнители есть и сейчас, их всегда хватало, но, к сожалению, телевидение и радио не заинтересованы в том, чтобы мы их услышали. Не случайно после просмотра очередного новогоднего огонька в Сети появляются петиции, в которых зрители жалуются, что устали видеть на экране одни и те же надоевшие за много лет лица.

Алла ПугачеваФото: Александр Щербак/ТАССАлла Пугачева

Вспомните, сколько интересных и самобытных артистов Пугачева открыла на своих «Рождественских встречах». В этих передачах впервые засветились «Любэ», «А-Студио», Жанна Агузарова и многие другие исполнители. Не все они стали звездами, но они были талантливыми и оригинальными.

Сейчас никому не интересно открывать новые таланты, в эфиры попадают в основном только «свои». В 1980-е, если тебя один раз показали по телевизору, тебя потом знала вся страна. Сейчас телевидение все меньше и меньше влияет на умы, ведь молодежи оно совсем не интересно — они черпают все из интернета, но там лишь небольшой процент роликов артистов набирает миллионы просмотров.

Нужно ли музыканту образование

— Инстасамка, Валя Карнавал и многие другие блогеры поют. Лариса Долина говорила о необходимости для этого музыкального образования. Вы согласны с ней?

— Образование — вещь полезная, но я бы не стал ставить его во главу угла. Революцию в современной музыке как раз сделали люди без музыкального образования: Джими Хендрикс, The Beatles, великие джазовые и роковые музыканты недавнего прошлого. Всю современную музыку можно разделить на до и после этих артистов.

Джими ХендриксФото: Dieter Klar/dpa/Global Look PressДжими Хендрикс

У Хендрикса не было образования, и он не знал, как правильно играть на гитаре, поэтому изобрел собственную технику и звучание, которые стали для всех гитаристов новым ориентиром и эталоном. Сам Джими стал иконой еще при жизни. Я могу назвать десятки имен среди выдающихся джазовых музыкантов: Телониус Монк, Луи Армстронг, Арт Тэйтум... Все они не имели образования, но оказали колоссальное влияние на развитие музыки.

Конечно, я ни в коем случае не утверждаю того, что образование — это плохо. Но все же для артиста самое главное — это талант и самобытность. Вспомните Джо Кокера или Тину Тернер — они тоже были самоучками, но их голоса невозможно спутать ни с кем.

— Правильно ли поступают артисты, когда развивают карьеру через скандалы?

— Звезды прошлого тоже грешили этим, актуальность такого способа пиариться никто не отменял. Каждый идет к успеху своим путем, если скандалы помогают, то почему бы нет. Это востребованный жанр. Плохо, когда, кроме скандалов, артист не может ничем порадовать. Рано или поздно такой персонаж просто надоедает, и, если за этим ничего не стоит, всем становится ясно, что это не артист, а пустышка.

Читайте также:

Сын, внучка или молодые любовники? Кто поборется за наследство Светличной

«Вытащил свое достоинство»: MONA, Водонаева, Катина откровенно о насилии

История любви с Добронравовым длиной в 67 лет. Как сейчас живет Пахмутова