Из села Гуево в Курской области деморализованные бойцы ВСУ, в том числе из батальона «Айдар» (организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена), небольшими группами пытаются через лес сбежать в Сумскую область, их истребляют целыми группами. От курского плацдарма ВСУ остались всего три села и хутор, за которые идут бои. Какая часть айдаровцев в итоге может сдаться и что их ждет в плену — в материале NEWS.ru.
Что известно о бегстве «Айдара» из Курской области
Солдаты ВСУ, в том числе из националистического батальона «Айдар», массово пытаются сбежать из курского села Гуево в Сумскую область Украины. Об этом в среду, 18 марта, сообщил источник в силовых структурах РФ. По его данным, противник отступает малыми группами, по которым ведут огонь российские артиллеристы и операторы беспилотников.
Сохранившие боеспособность части ВСУ продолжают сопротивляться в районе села Гоголевка и в лесных массивах в окрестностях Гуево. Кроме того, под контролем ВСУ, предположительно, остаются село Горналь и хутор Олешня. Минобороны России данную информацию не комментировало.
Авторы Telegram-канала «Северный ветер» уточняют, что общее продвижение группировки российских войск «Север» в Курской области за 18 марта составило свыше 2800 метров, при этом уничтожено пять единиц вражеской бронетехники. Эти данные Минобороны РФ также не комментирует.

Какие очаги сопротивления ВСУ сохранили на курском плацдарме
Основные украинские силы уже покинули курский плацдарм, полагает полковник запаса Геннадий Алехин.
«В нескольких селах вдоль границы с Сумской областью еще остается часть сил и средств противника, они удерживают рубежи „очаговой обороны“. Командование ВСУ это делает для того, чтобы прикрыть переброску оставшихся, сильно потрепанных сил из Курской в сторону Харьковской области и Донбасса, например к донецкому городу Часов Яр. Это глобальная оперативно-тактическая задача, которую украинское командование решает в данном случае», — сказал NEWS.ru полковник.
По мнению Алехина, точное число айдаровцев и бойцов других националистических подразделений на Курско-Сумском направлении определить нереально, поскольку они смешиваются с другими частями.
«Там у ВСУ сборная солянка: эти неонацисты, обычные вэсэушники и наемники. И еще тероборона из наспех мобилизованных и так же наспех обученных жителей Харьковской и Сумской областей. Еще к ним добавили женщин-штурмовиков из числа бывших заключенных, которых набрали в Качановской женской колонии», — пояснил Алехин.

Ранее сообщалось, что ВСУ перебросили бойцов «Айдара» к селу Куриловка Курской области. Отмечалось, что российские военные уже уничтожили несколько групп этого подразделения.
Тот же Telegram-канал «Северный ветер» обнародовал в среду запись допроса солдата ВСУ, сдавшегося в Курской области. Это Юрий Конограй 1984 года рождения из 80-й отдельной десантно-штурмовой бригады. По его словам, данные о потерях ВСУ значительно занижают.
«Из-за преступной политики киевского режима Юрий потерял почти всех друзей и знакомых. Также солдат ВСУ подтвердил, что 18-летних украинцев мобилизуют насильно», — пишут авторы канала. По их данным, солдат проявил благоразумие и добровольно сложил оружие.
Какую юридическую оценку действиям ВСУ под Курском дал Путин
Президент Владимир Путин, выступая в среду на коллегии Генпрокуратуры, обвинил в терроризме всех украинских военных, действующих в Курской области.

«Согласно законам РФ все военнослужащие украинской армии, а тем более иностранные наемники, которые находились на нашей территории и совершили целый ряд преступлений против гражданского населения, должны квалифицироваться и квалифицируются нашим законом как террористы», — заявил Путин. Он призвал тщательно расследовать все преступления украинских военных в приграничном регионе.
«Прошу органы прокуратуры, в том числе военных прокуроров, такую работу совместно с другими службами в полном объеме развернуть на освобожденных территориях — и в Судже, и в других населенных пунктах», — поручил Путин.
Что ждет бойцов нацбатальонов в российском плену
По нормам международного гуманитарного права, которых официально придерживается Россия, отношение к пленным должно быть гуманным, напоминает заведующий центром ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин. В том числе к пленным обеспечивается доступ Международного Красного Креста, добавил он.

«Операция ВСУ в Курской области не была санкционирована украинской Радой, Зеленский отдал приказ на нее самостоятельно, и можно рассматривать действия ВСУ под Курском как терроризм. Наш президент сказал об этом. Ну а к националистическим батальонам у россиян всегда отношение было особенно негативное как к фашистам и русофобам. По международному гуманитарному праву их запрещено расстреливать, их положено судить по законам РФ. Впрочем, в боевых условиях бывает по-разному», — сказал NEWS.ru Козюлин.
По его мнению, к террористам нормы международного права о гуманности не относятся, подчеркнул Козюлин.
В свою очередь Алехин утверждает: националисты своим поведением сами определяют свою участь, поскольку есть и неписаные правила ведения войн.
«Айдаровцы и прочие националисты в Курской области отметились, и к ним особое отношение. Существуют негласные законы войны, их никто не отменял. И по ним таких вот, особо упоротых националистов, обычно в плен не берут», — сказал Алехин.
Он пояснил, что у бойцов ВС РФ на передовой до сих пор есть «не совсем хороший» пример — судьба националистов, взятых в плен в Мариуполе. И повторения такой истории, по словам Алехина, российские солдаты не хотят. Поэтому айдаровцев берут в плен, только если они демонстративно поднимают руки.

«Если где-то бои идут при зачистке, в каких-то многоэтажках или в окопах опорных пунктов, там обычно с ними не церемонятся. Это я знаю по рассказам ребят, с кем мне довелось общаться, в том числе тех, кто проводит зачистки на территории Курской области. Особенно в районах Русского Поречного, Локни. А кто там зверствовал? Тероборона, в которую насильно мобилизовали мужиков по 50–60 лет, этим не занималась, у них еще мозги есть, они все прекрасно понимают. А националисты зверствовали. Наши этого насмотрелись. Поэтому негласные законы войны по отношению к ним никто не отменял. Думаю, в плену их мало окажется. А кому повезет — тех будут судить как военных преступников», — убежден Алехин.
Как российские суды наказывают украинских националистов
В России есть практика осуждения националистов за участие в запрещенных организациях. Так, 11 марта украинца Олега Догу приговорили к 12 годам заключения за службу в «Айдаре», сообщила Главная военная прокуратура России.
«Установлено, что в конце июня — начале июля 2024 года Дога в составе отдельного штурмового батальона „Айдар“ выполнял различные задачи в пункте временной дислокации в городе Константиновке ДНР, после выдвинулся на позицию в населенном пункте Ивановское, где принимал участие в боевых действиях против военнослужащих Вооруженных сил РФ, которыми впоследствии был пленен», — отметили в ГВП.
Читайте также:
Хотели съесть Курск, а отдадут Запорожье: ВС РФ рвутся в город-миллионник
Месть за Курск будет страшной: наступление ВС РФ на Сумы обнулит ВСУ
Харькову и Киеву приготовиться: ВС РФ продавили оборону ВСУ и идут к Сумам