Сначала появилась информация, что проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань положен под сукно. Хотя изначально считалось, что ВСМ сначала дойдёт до Нижнего Новгорода. А потом станет звеном в скоростной железнодорожной трассе, что в перспективе свяжет Европу с Китаем. Уже и первичные переговоры с немцами и китайцами прошли. Но, видимо, время проекта такого масштаба ещё не пришло. Его репетицией станет ВСМ из столицы белокаменной до столицы культурной.
Более того, новый транспортный замысел уже напрямую связан с именем врио Санкт-Петербурга Александра Беглова, который вместе с главой РЖД Олегом Белозёровым изложил суть нового проекта президенту и получил полное одобрение. Естественно, Беглов, готовящийся к сентябрьским выборам, получает немаловажные очки в свою рейтинговую копилку. Поскольку стройка напрямую теперь связана с его именем и его политикой развития региональной экономики. Понятно, что в рамках масштабной стройки в город придут немалые инвестиции. Будут созданы дополнительные рабочие места в высокотехнологичных сферах.
Но и это не всё. Те два часа, которые, как обещают, будут тратить пассажиры новой магистрали, меняют во многом характер, прежде всего, политических и экономических связей двух исторических столиц России. Не секрет, что многие москвичи тратят сравнимое время на поездку на работу, если из Южного Бутово надо добраться, например, до района Саларьево. В Европе, в той же Франции, скоростные магистрали кардинально расширили «трудовую агломерацию» столицы, поскольку появилась возможность жить, например, в Лилле, где жильё на порядок дешевле, а работать в офисе в Париже с его столичными зарплатами.
А сейчас, когда в рамках нашей федеративной децентрализации Питер становится новым домом для штаб-квартир крупнейших компаний и государственных структур, ВСМ выступает дополнительным обоснованием для такой миграции. И речь даже не идёт о том, что чисто теоретически эксперты и специалисты перебазировавшегося на берега Невы Конституционного суда, а затем и Верховного суда получат возможность жить в Москве, а на работу мотаться в Питер.
Просто когда принимались решения о перебазировании в Санкт-Петербург судов разного уровня, подразделений «Газпрома», Главного штаба ВМФ России, многие возражавшие против таких пертурбаций ссылались на некоторую сложность в поддержании эффективной связи между штабом и Министерством обороны, между Верховным судом и органами верховной власти, оставшимися в Москве. Не всё же можно доверить электронным линиям связи. А с появлением ВСМ поездки чиновников сведутся к одному дню без гостиниц и прочих атрибутов обычных командировок.
Понятно, что импульс получает и весь регион. А классическая песенка «От Питера до Москвы — бутылка и стук колёс» полностью теряет свою актуальность.
Мы помним, что в середине 90-х проект ВСМ между столицами уже почти перевели в практическую плоскость. Тогда он оценивался примерно в пять миллиардов долларов. И в Питере даже успели вырыть котлован под строительство нового вокзала. Но был дан отбой. Котлован пригодился для крупного торгового центра. Теперь же важный для города на Неве проект реанимирован, в том числе и усилиями главного кандидата в губернаторы. Программа Александра Беглова приобретает более привлекательные очертания. Правда, пока нет даже цифр и расчётов сметы по новой дороге. Поговаривают, что она может встать стране в триллион рублей. Да и открывать её, похоже, будет уже новый губернатор. Но это всё — уже после сентябрьских выборов.