Потребность в мясе является физиологическим и культурным явлением. С точки зрения эволюции, мы все охотники-собиратели: несколько тысяч лет сельского хозяйства едва затронули наши первобытные предпочтения. Но если мясо животных заменить точно таким же мясом, но выращенным в лаборатории, что тогда произойдёт в странах, где огромные территории отведены под пастбища и под посевы фуражного зерна?

Человеку нужен протеин, поэтому мы жаждем мяса. Умом мы можем понять, что белковые смеси - адекватный источник белка, но геномы каменного века не так легко победить. И всё же отказ от мяса животных неизбежен.

Подумайте о животных

Автор статьи в The Telegraph– Дэниэль Ханнан, британский писатель, журналист и политик из числа консерваторов. Он пишет: «В следующий раз, когда будешь есть мясо, подумай о том, что происходит на скотобойне. Представь в своем воображении животное, из которого создан твой гамбургер: преждевременно отлучённое от матери, кастрированное, откормленное и приведённое на бойню. Обычно мы задумываемся об этом не больше, чем, слушая вступительные аккорды пятой симфонии Бетховена, размышляем о существах, чьи кишки пошли на скрипичные струны. Мы любим животных, и мы любим есть животных. Осознавая это тревожное противоречие, мы говорим себе, что фермерство сегодня более гуманно, чем раньше».

Далее Ханнан упоминает Питера Сингера, профессора биоэтики Пристонского университета, отца движения «За права животных». С выхода в свет его книги «Освобождение животных» («Animal liberation») в 1975 году началось массовое вегетарианское движение. «Боль есть боль, и совершенно не важно, какой вид живых существ её испытывает», — убеждён Сингер.

Лаборатория по выращиванию искусственного костного материала, ИзраильФото: Nir Alon/ZUMAPRESS.com/Global Look PressЛаборатория по выращиванию искусственного костного материала, Израиль

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Прогресс человечества, с точки зрения биоэтики, можно рассматривать, как расширение круга признания. Наши самые ранние предки с радостью расправились бы с людьми из соседнего племени. По мере развития наши мораль расширилась, охватив постепенно всё человечество. И не только: в Новой Зеландии некоторым видам обезьян недавно были предоставлены юридические права. «Это можно счесть глупым, — пишет Ханнан, — Но спросите себя, понравится ли вам есть шимпанзе. Каким бы вкусным ни было его мясо, но скорбное резиновое лицо обезьяны будет стоять за каждым откушенным куском».

Искусственное мясо

Новый вид мяса, создаваемый без привлечения других живых существ, в стенах лабораторий, освободит миллионы гектаров земли — не только те, что сегодня заняты пастбищами, но и обширные территории, отведённые под производство фуражного зерна. Если продолжить эту мысль, то очевидно, что всё это приведёт к сокращению выбросов парниковых газов. По данным Организации Объединенных Наций, на животноводство приходится 15% всех выбросов парниковых газов, и этот объём растёт по мере того, как мясо становится всё более распространённым в бедных странах. По оценкам исследователей, переход от животноводства к «чистому» мясу позволит сократить выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве на 78-96%.

Это чудо может произойти раньше, чем мы думаем, считает Ханнан. Мышечные клетки животных можно поместить в питательную среду и вырастить в этой среде не заменитель мяса, а самое настоящее мясо, при этом изначально без всех тех частей животного, которые, с точки зрения потребителя, являются лишними — глаза, копыта и, наконец, мозг животного, который может чувствовать дискомфорт.

Птицефабрика, ГерманияФото: Friso Gentsch/dpa/Global Look PressПтицефабрика, Германия

До сих пор структура животного мяса не была воспроизведена в точности. Выращенная в питательной среде говядина идёт на деликатесный фарш, но она пока не может передать структуру стейка. Однако, конечно, этот барьер скоро будет преодолён. Пять лет назад бургер из мяса, произведенного в лаборатории, стоил 200 000 фунтов; сегодня он упал в цене до 8 фунтов, пишет Ханнан.

«Что бы ты ни думал о мясе, выращенном лабораторным путём, это в любом случае менее отвратительно чем то, что происходит на скотобойне, а также более гигиенично, и – в качестве бонуса – не зависит от использования антибиотиков», — делится своими мыслями Ханнан.

Революционное влияние технологии

Статья, опубликованная Институтом Адама Смита, рассматривает революционное влияние новой технологии выращивания мяса. Около 85% общей площади британских земель отведено сегодня под нужды животноводства и всего, что с ним связано. Переход к использованию лабораторно выращенного мяса означал бы сокращение использования этих площадей на 99%.

«Подумай, что мы можем сделать со всем этим пространством. Некоторые деревни, несомненно, останутся такими, какие они сейчас, из-за их красоты; многое может быть перестроено и переоснащено; и при этом останется много места, чтобы окончательно решить наш жилищный кризис», — говорит автор статьи.

Фото: Oleksandr Rupeta/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

«Выгоды — этические, экологические и экономические — потенциально настолько обширны, что попадание лабораторно выращенного мяса на полки супермаркетов, безусловно, лишь вопрос времени. Основное препятствие заключаются в том, что исследователи ещё не воспроизвели подлинную текстуру мяса — мышцы, жир, кровь, — пишет Ханнан. — Лондон финансирует большую часть исследований, но мало что из новых технологий внедряется в нашей стране, несмотря на все наши университеты с мировым именем и инновационный биотехнологический сектор. Чего же мы ждём?».

Россияне, как и большая часть населения Земли, «жаждет мяса». News.ru совсем недавно писал о том, что в России имеется проблема избыточного питания. Около 40% взрослого трудоспособного населения имеет избыточную массу тела, при этом установлена приверженность населения страны к потреблению мяса.