Россию заподозрили в получении новейшей израильской ракеты класса «земля — воздух», которая упала на территорию Сирии в июле 2018 года. Снаряд системы ПРО «Праща Давида» (израильское название — «Шарвит ксамим», или «Волшебная палочка»), как сообщается, был перенаправлен в РФ и тщательно изучен военными специалистами, пишут китайские издания. Аналитики, комментируя эти сообщения, выражают предположение, что Москва может обновить и улучшить свои системы за счёт израильской стороны.

Первым о том, что ракета системы «Праща Давида» была получена россиянами, сообщил китайский портал. Речь идёт об одной из двух противоракет, запущенных по сирийским ракетам комплекса «Точка» (SS-21 в классификации НАТО) в июле прошлого года. Тогда сирийская правительственная армия вела бои за анклав, предположительно принадлежавший радикалам. В ответ на запуск Сирией двух ракет советского производства израильская Армия обороны (ЦАХАЛ) применила противоракеты, однако те дали промашку. Как сообщалось, второму израильскому снаряду был дан сигнал на самоуничтожение над южной частью Голанских высот. В то же время сирийские ракеты даже не перелетели на израильскую территорию и разорвались в километре восточнее границы. После того как «Праща Давида» ударила мимо, элементы ракеты были получены российской стороной, отмечают китайцы.

Фото: Mati Milstein/Global Look Press

«Праща Давида» была передана на вооружение ЦАХАЛ в апреле 2017 года. Торжественная церемония состоялась на авиабазе Хацор. В том же месяце она приступила к отражению ракетных угроз со стороны соседней Сирии, которая представляет собой опасность для еврейского государства с точки зрения присутствия проиранских иррегулярных формирований. «Праща Давида» является таким же элементом эшелонированной противоракетной обороны Израиля, как «Железный купол» и «Хец». Просто «Железный купол» перехватывает ракеты малой дальности, а система «Хец» предназначена для поражения баллистических ракет и ракет большой дальности. Что же касается «Пращи Давида», то в противовоздушной обороне Израиля она служит для перехвата ракет от малой до средней дальности. По словам представителей израильской армии, новейшая система значительно укрепила безопасность Израиля. Однако историю промаха ракет в 2018 году стараются не вспоминать.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как известно, «Праща Давида» разрабатывается израильской Rafael совместно с американской Raytheon.

Это, безусловно, проблема. Если бы я работал в Rafael, я бы сейчас напрягся, — сказал в разговоре с Business Insider замдиректора проекта по противоракетной обороне в Центре стратегических международных исследований (CSIS) Ян Уильямс. — Если бы я был Израилем, меня бы очень беспокоило то, что Россия сможет получить разведданные.

Проблема, по словам Уильямса, заключается не столько в том, что российская сторона сможет восстановить израильскую технологию методом инженерного анализа для собственных военных нужд, сколько в том, что она может передать всё это Тегерану.

Если Иран получит в руки эту вещь, мы получим идентичную систему через пару лет, — полагает эксперт.

Кроме того, считает Уильямс, если ракета системы находится в руках России, «Пращу Давида» будет потом невозможно продать странам Восточной Европы.

Эксперты допускают, что российская сторона — в том случае, если сообщения китайских СМИ окажутся правдой — может ограничиться усовершенствованием своей системы ПВО. В израильских СМИ «Пращу Давида» называют конкурентом российской С-400. Возможность обновить свои системы — как наступательные, так и оборонительные — у Москвы действительно есть. Однако как это может отразиться на сотрудничестве между Россией и Израилем в перспективе, непонятно. По данным китайского портала, Соединённые Штаты и Израиль потребовали, чтобы РФ вернула ракету еврейскому государству, однако безуспешно. Кроме того, ни российское Министерство обороны, ни ЦАХАЛ не подтвердили то, что упавшая в 2018 году ракета оказалась в руках россиян.

Портал Asia Times отмечает: и Raytheon, и Rafael должны будут внести некоторые поправки в разработку, чтобы российская сторона не нашла способа воссоздать систему. Смогут ли в Москве эффективно восстановить технологию, во многом зависит от того, обладает ли Россия соответствующими технологическими возможностями. И на этот вопрос у наблюдателей из-за рубежа нет ответа.