Посол Египта в России Ихаб Наср в интервью News.ru оценил итоги прошедшего в Сочи саммита Россия — Африка, рассказал о реализации российской промышленной зоны в Египте и перспективах возобновления авиасообщения, а также высказался по вопросу урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

Итоги саммита и авиасообщение

— Господин посол, недавно в Сочи прошли саммит и экономический форум Россия — Африка. Как вы оцениваете их итоги?

— Саммит Россия — Африка, как и экономический форум, был первым в своём роде. Объём участия президентов, премьер-министров и высокопоставленных лиц африканских стран является лучшим доказательством успешного проведения этих двух мероприятий. Думаю, что экономический форум не менее важен, чем сам саммит, поскольку он позволил ознакомиться с возможностями сотрудничества между африканскими странами и Россией. Есть большой потенциал в экономической и научно-технической сферах. Могу с уверенностью сказать, что саммит был успешным.

Это не только моё мнение, но и мнение коллег, послов африканских стран, аккредитованных в России. Для меня это большая радость, если учесть, что такое хорошее начало российско-африканским отношениям было положено во время председательства Египта в Африканском союзе и принимая во внимание особые стратегические отношения Египта с Россией. Подготовка к саммиту и форуму потребовала очень больших усилий со стороны России и Египта. Хочу воспользоваться случаем и поздравить российских друзей с блестящей организацией этих мероприятий. Они — результат большого труда наших российских друзей, египтян и африканских коллег. Отношения между Египтом и Россией динамично развиваются, объём взаимной торговли составляет 40% от общего объёма товарооборота России с африканскими странами.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Каир и Москва реализуют крупные двусторонние проекты, которые также несут в себе «добавочную» стоимость к российско-африканским отношениям. Эти проекты нацелены на поставки продукции на рынки африканских стран, с которыми у Египта есть соглашения о зоне свободной торговли. Я рад, что наши традиционно дружественные отношения придают импульс развитию и российско-африканских отношений.

— Россияне уже не один год ждут, когда смогут вновь оказаться на египетских курортах. На продвижение по этому вопросу рассчитывали по итогам саммита. Каковы перспективы открытия чартерного авиасообщения?

— Этот вопрос является предметом постоянных дискуссий с российскими друзьями. Сейчас я не могу назвать конкретные даты и сроки, но российские туристы продолжают отдыхать на египетских курортах. Их немало. Сектор туризма Египта динамично развивается, поток иностранных туристов увеличивается, как и объёмы бронирования. Мы будем рады, когда поток туристов из России дойдёт до прежнего уровня. Туризм — не только экономическая деятельность, но и мост гуманитарного взаимодействия между народами. Поток туристов на египетские курорты из разных стран мира ­последние два года растёт, а доходы туристического сектора Египта достигли в прошлом году исторического максимума — $12,6 млрд.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Российская промышленная зона в Египте

— Президент Путин недавно заявил, что Россия привлечёт порядка $7 млрд для реализации двусторонних проектов с Египтом. Могли бы вы пояснить, на какие именно проекты предусмотрен расход такой суммы?

— Мы вместе работаем над созданием российской промышленной зоны в экономической зоне Суэцкого канала — первого подобного российского проекта за рубежом, который удовлетворяет двусторонние интересы. Российские предприятия будут производить продукцию из российских и египетских компонентов — в доле, необходимой для получения египетского сертификата происхождения, что позволит ввести её на рынки африканских и арабских стран без таможенных пошлин.

Речь идёт о широком спектре продукции, начиная от грузовиков и строительных кранов, сельхозтехники и заканчивая роботами. Мы провели несколько мероприятий для прямого взаимодействия с российскими компаниями и бизнесменами в нескольких регионах. Последним из них был симпозиум, в котором приняли участие порядка 250 российских компаний. Из них 28-29 уже подписали меморандумы о сотрудничестве с Российским экспортным центром, зафиксировали свои намерения работать в этой зоне. При общении с деловыми кругами у меня есть ощущение, что они верят в важность проекта, который приведёт к рывку не только в египетско-российских отношениях, но и в российско-африканских.

Учитывая большие возможности египетской и российской экономик и перспективы налаживания взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах, я всегда был очень заинтересован в проведении встреч с представителями деловых кругов в рамках своих визитов в регионы России, чтобы познакомить их с возможностями двустороннего сотрудничества. Речь идёт о компаниях из Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и других регионах, которые я посетил и почувствовал их интерес к работе в Российской промышленной зоне.

Российская промышленная зона будет расположена в самом центре региона на самой важной водной артерии в мире, что позволит продукции компаний быть конкурентоспособной с точки зрения экспорта. Также стоит учитывать возможность использования дешёвой квалифицированной рабочей силы и египетских комплектующих. Конечный продукт будет поставляться на крупные рынки, что позволит в дальнейшем расширить производство и увеличить объём экспорта, что выгодно для экономики РФ. Также это обеспечит новые рабочие места и рост экономики Египта.

Та цифра, которую вы упомянули, — это прогнозируемый объём инвестиций российских компаний в промышленную зону. По данным докладов, общий объём инвестиций составит $7-8 млрд, что позволит создать 35 тысяч рабочих мест и повысит добавочную стоимость как для российской, так и для египетской экономики.

— Не только Россия, но и Китай создаёт свою промышленную зону в районе Суэцкого канала. Нет ли здесь потенциального конфликта интересов Москвы и Пекина?

— Первый этап китайской зоны уже реализован и осуществляет работу на западном берегу к югу от Суэцкого канала. Сейчас идёт второй этап. Места для конфликта интересов не вижу, потому что всем будут предоставляться одинаковые преференции, возможность поставлять продукцию на рынок Египта, а в нашей стране проживает 100 млн человек. Но за счёт имеющихся у Египта соглашений о торговле с другими странами эти продукты получат конкурентные преимущества на рынках численностью 1,5 млрд человек.

Сам проект развития зоны Суэцкого канала привлекателен для инвесторов и компаний из разных стран мира, включая ряд западноевропейских и восточноазиатских стран. Что касается российского промышленного района, то он будет находиться на самом севере экономической зоны Суэцкого канала, в километре от одного из главных портов, что станет дополнительным преимуществом.

— Президент России Владимир Путин заявлял об интересе со стороны ОАЭ к российско-египетским проектам в рамках создания промышленной зоны РФ. Могут ли Эмираты присоединиться к этим проектам и на какой основе?

— Эмираты — один из главных инвесторов в Египет. У Египта и России также достаточно прочные отношения, так что если со стороны ОАЭ будет какой-то интерес, то я уверен: предприниматели трёх стран найдут соответствующие формы взаимодействия.

За последний год экономика Египта продемонстрировала высокие темпы роста — 5,6%. Мы нацелены на то, чтобы достичь 7-процентного роста ВВП в течение следующих двух лет. Египетское направление — одно из наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций: мы занимаем первое место в Африке по этому показателю и второе место на Ближнем Востоке.

Ситуация на Синайском полуострове

— Как вы оцениваете текущую ситуацию на Синайском полуострове? Взаимодействуют ли Россия и Египет по линии контртеррора для нормализации обстановки на Синае?

— Операция по противодействию терроризму проходит в очень узком треугольнике на самом севере Синайского полуострова, размер которого не превышает 200 квадратных километров. Мы осуществляем многосторонний подход к решению проблемы. Параллельно с проведением локальной военной операции по ликвидации ограниченного числа террористов реализуются проекты в сфере образования, производства, экономики, услуг и инфраструктуры для создания рабочих мест, развивается сфера образования, предоставляются различные социальные услуги и происходит повышение жизненного уровня граждан в этом регионе.

У России есть блестящий опыт в борьбе с терроризмом, мы высоко его оцениваем. Наши точки зрения совпадают в вопросе необходимости борьбы с экстремизмом и терроризмом не только на локальном уровне, но и в плане консолидации усилий международного сообщества. Для нас террорист не только тот, кто держит оружие в руках, но и тот, кто снабжает боевиков оружием и деньгами, тренирует их, предоставляет информационные и агитационные площадки для распространения их идеологии. Россия всегда заявляла о своей поддержке Египта в борьбе с терроризмом, и мы ценим позицию Москвы по этому вопросу.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Урегулирование конфликтов

— Каир выступал посредником в диалоге России с сирийской оппозицией по закреплению договорённостей по двум зонам деэскалации. Недавно в Женеве прошло первое заседание Конституционного комитета Сирии. На ваш взгляд, это жизнеспособный формат?

— Египет и Сирию связывают отношения длиной в тысячи лет, поэтому для нас самое важное — сохранение территориальной целостности САР. Мы неустанно к этому призываем. Проблемы, которые сейчас наблюдаются в странах региона, возникают из-за того, что не учитывается принцип сохранения института национального государства, который обеспечивает равные права для всех его жителей. Египет в этом солидарен с Россией — в этой высшей цели. Поэтому мы рассматриваем вопрос формирования Конституционного комитета и проведения его заседания как положительный шаг в направлении разрешения конфликта. Мы приветствовали его создание в заявлениях нашего МИДа.

— Египет соседствует с Ливией, которая, так же как и Сирия, на протяжении долгого времени охвачена военным конфликтом. Как в Каире оценивают усилия Германии по созыву конференции для урегулирования ситуации в этой стране с учётом того, что подобная инициатива Италии ранее провалилась?

— Ливия для нас не просто сосед, у народов двух стран очень крепкие отношения. Протяжённость нашей общей границы составляет 1200 километров. Два народа связывают глубокие родственные и культурно-исторические связи.

Египет прилагает максимальные усилия для поддержки инициатив, нацеленных на то, чтобы гарантировать территориальную целостность и стабильность Ливии, поддерживает ливийцев в том, чтобы они определили будущее своей страны.

Сейчас порядка миллиона ливийцев проживает в Египте, они — наши братья. В этом контексте мы рассматриваем любые искренние международные инициативы, которые направлены на восстановление стабильности в Ливии, положительно. Сейчас прилагаются очень большие усилия в сфере борьбы с терроризмом в Ливии в интересах не только страны, но и всего международного сообщества.

— Египет выступает в качестве посредника для межпалестинского примирения. Как продвигаются усилия Египта по нормализации отношений между ФАТХ и ХАМАС? Есть ли координация с Россией?

— Египет на протяжении многих лет прилагает усилия для достижения примирения между различными палестинскими группами, потому что Палестина для нас не просто сопредельная страна, у нас общая судьба. Наши усилия на этом направлении не прекращаются, палестинская проблема является ключевой и в регионе. У Египта хорошие отношения со всеми сторонами, включая Россию, что позволяет нам активно координироваться по всем вопросам.