Около десяти лет назад в России был разгромлен так называемый уличный национализм, неподконтрольный политическим партиям и государству. Однако он находит выход в виде низовых групп, которые направляют свою деятельность в область морализаторства и борьбы за «традиционную» народную духовность. Русские националистические сообщества такого типа в последние годы стараются не демонстрировать свою этническую ориентацию, опасаясь привлечь внимание борцов с экстремизмом. Более открыто действуют аналогичные группы выходцев из республик Северного Кавказа и Закавказья. Наше издание уже писало о сообществе молодых азербайджанцев консервативно-националистического толка «Во благо общего народа». Оказалось, что в России существует и в чём-то похожее движение выходцев из Армении, которое уже успело привлечь к себе внимание. О сообществе AspeT — в расследовании NEWS.ru.

Знатный всадник

— Тебе сколько лет? Двадцать? И тебе тоже двадцать лет? То есть у вас родители в курсе, что вы так встречаетесь, сидите в «Макдоналдсе», обнимаетесь? В курсе, да? Хорошо, продиктуй номер своей матери и отца, я с ними лично пообщаюсь!

— А вы мне кто, чтобы я диктовала вам номер своих родителей?

— Кто? Ты — армянка. Если бы ты не была армянкой, я бы к тебе не подходил.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Так начинается видео, выложенное в Сеть неизвестным примерно неделю назад и с тех пор набравшее большую популярность. На нём некто, снимая всё на камеру мобильного телефона, донимает двух молодых людей в торговом центре. Неизвестному, чьё лицо в ролике не видно, не понравилось, что вместе с армянской девушкой сидел русский парень. Далее девушка скажет ему, что она армянка только наполовину, что у неё русская мама и армянин отец. Это не ослабляет агрессию мужчины. Он начинает требовать от неё, чтобы она не называла себя в таком случае армянкой. Затем берёт лежавшие на столе салфетки и начинает швырять в девушку, говоря о том, что она «как мусор».

Девушку на видео зовут Милана, её молодого человека — Филипп. Они рассказывают редакции NEWS.ru, что с тех пор как инцидент произошёл, ни угроз, ни чего-то подобного им не поступало.

Я не знал, что этот мужчина вёл съёмку, — говорит Филипп. — Естественно, меня это напрягает. Видео продолжает распространяться по пабликам и социальным сетям.

Молодые люди говорят, что не обратились в полицию и, скорее всего, писать заявление не будут — нет ни желания, ни веры в эффективность правоохранительных органов. По словам Филиппа, во время инцидента ни сотрудники ТЦ, ни другие люди никак не среагировали. Однако сейчас поступает большое число сообщений с поддержкой.

Герои видео описывают приставшего к ним как мужчину примерно 25 лет от роду, среднего роста и среднего телосложения. Вскоре после того как видео разошлось по Сети, тут и там стала появляться информация, что снимавший — некий Никол Думан и что он связан с армянским националистическим движением AspeT. Паблик этого сообщества во «ВКонтакте» эту информацию опровергает. По его заявлению, Думан даже не живёт в Москве, где инцидент случился. Однако в этой истории гораздо более интересна не личность агрессивного «морализатора», а роль самого AspeT.

Этот паблик с более чем 3 тыс. подписчиков позиционирует себя как сообщество, отстаивающее традиционные армянские христианские ценности. В организации подчёркивают, что они не экстремисты.

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look


Не имеем никакого отношения к тем, кто призывает к противозаконным действиям, и не несём за них никакой ответственности, — говорится в паблике.

Армяне, с которыми общался NEWS.ru, в основном связывали действия «моралиста из „Макдоналдса“» именно с AspeT. В этом паблике выкладывали видео из ТЦ, и оно получило там положительный отклик. Был ли активным членом или обычным симпатизантом мужчина — неизвестно. Однако руководителям паблика явно не понравилось их новая популярность. Они полностью очистили сообщество от всех постов. Теперь, кроме упомянутой выше информации о Николе Думане, там ничего нет.

Если верить «Википедии», «Аспет» (арм. Ասպետ) переводится как «знатный всадник». Это наследственный дворянский воинский титул времён Древней Армении, аналог европейского рыцаря.

Фото: Alain Pitton/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Говорить с NEWS.ru руководство паблика отказалось. Однако подписчики, с которыми связался наш корреспондент, рассказали, что в основном AspeT занимался активностью в Интернете, причём в призывах к насилию замечен не был. Фокусировался AspeT на «воспитании» молодых армян, и Филипп, судя по всему, первый неармянин, которому «прилетело». Члены сообщества стыдили девушек, чьё поведение считали непорядочным, или тех, кто вступал в отношения с лицами неармянской национальности или нехристианского вероисповедания.

Армян выделять не стоит

Многие подписчики AspeT говорят, что поведение на видео мужчины, его какие-то физические воздействия на девушку неприемлемы, даже если они согласны с его посылом, а другие и вовсе считают подобные взгляды «средневековьем». NEWS.ru решил выяснить, насколько популярно подобное поведение среди армянских мужчин и есть ли некий тренд. С помощью паблика «Подслушано. Феминизм. Кавказ» редакция узнала несколько примеров.

Мой муж русский, семья была не против, хоть и хотела выдать за армянина, — рассказывает одна из подписчиц. — В интернете были стычки с агрессивными выходцами из Армении, одному было 18, его мать отдали замуж в 15. Она терпит до сих пор издевательства и побои, но мальчик искренне верил, что это «счастье», а я «грязная шмара и гореть мне в аду». Все сводится к уровню семьи, чем образованнее родители — тем больше доверия к детям и их выбору.

Пожелавшая остаться анонимной армянская девушка рассказала редакции, что стоило ей случайно оговориться на просторах Интернета о том, что её молодой человек — азербайджанец, как ей посыпались многочисленные угрозы и оскорбления. Потом недоброжелатели выяснили её номер, стали звонить и публиковать номер в определённых пабликах, из-за чего его пришлось сменить.

Из тысячи человек, желавших мне смерти, мне написал только один, кто поддержал и сказал не обращать внимания, и пожелал счастья. Он был из Москвы, и друзья у него были разных наций. Ещё я встретила одного армянина-таксиста, он был женат на русской. И узнав, что я встречаюсь с азербайджанцем, тоже не высказал ничего плохого. Это второй положительный случай, — рассказывает девушка.

Фото: АГН «Москва»

По словам ещё одной девушки кавказских кровей, армян выделять в связи с таким поведением не стоит. Она отмечает, что нередко мужчинам разных национальностей не нравится, когда «их» женщины встречаются с мужчинами других национальностей. Русские здесь не исключение — стоит вспомнить критику во время чемпионата мира по футболу.

Главное, что я хочу сказать, мы не вещи мужчин наших наций, — считает девушка. — Если они не хотят кровосмешений, пусть делом располагают сердца своих девушек к себе и заводят с ними семьи. А так они подобным отношением только всё больше показывают себя как животных, чем вызывают отвращение у своих же. Если бы девушки с Кавказа имели свободу, спрос у них на своих же мужчин упал бы до минимума. Возможно, это бы воспитало в этих мужчинах человечность и достоинство. А так, всё равно родители найдут им невесту, покорную и сломленную собственной семьёй. И они будут продолжать плевать в сторону тех, кто добился свободы и сделал выбор в пользу равного партнёра. Что непременно сделала бы и его жена, будь у неё за спиной образование, общение с современным обществом и светское воспитание.

Эскалация

AspeT не единственная подобная группа. Существует также армянское движение «Хайтарак». В противовес им создана группа «АнтиХайтарак». Как объяснили NEWS.ru её представители — армяне, борющиеся с агрессивными морализаторами, — Армению, по их мнению, гораздо больше позорят они, а не «нескромные девушки». И тем не менее нельзя не отметить, что, по крайней мере на слуху, подобных движений от разных национальностей становится всё больше.

Фото: АГН «Москва»

Не так давно разразился скандал насчёт деятельности аналогичной азербайджанской группировки ВБОН, или «Во благо общего народа», о которой NEWS.ru уже писал. Много шума наделало и чеченское сообщество «Карфаген», представители которого не только гнобили, но и нападали на «нецеломудренных» чеченок. Судя по всему, подобные общества подпитывают друг друга и вызывают желание у представителей разных малых национальностей сделать свой аналог. Естественным образом это вызывает отклик и у русских националистов. Выше уже говорилось о попытках застыдить во время чемпионата мира русских девушек. Тогда тоже была создана группа во «ВКонтакте» — Buceta Rosa. В случае с ВБОН именно представители русских националистов развернули против них кампанию, в результате азербайджанским националистам пришлось в значительной степени свернуть деятельность.

По словам главного редактора русского националистического журнала «Искрá» — который был одним из флагманов борьбы с ВБОН — Марка Братчикова-Погребисского, количество подобных групп, судя по всему, растёт. Главный редактор считает, что они пока ещё с оглядкой тестируют границы УК.

Это — очередной пример провала «многонациональной» политики властей. Какой термин (неграмотный и бессмысленный), такая и политика. Групп вроде AspeT становится в медиа больше, они пытаются построить свои версии шариатов в РФ — государстве, подающем себя как светское. При этом, повторюсь, они думают, что аккуратно тестируют границы дозволенного, но свою экстремистскую и варварскую сущность скрыть не могут, — считает русский националист.

Директор аналитического антиэкстремистского центра «Сова» Александр Верховский также считает, что эффект подпитки одних групп от других присутствует, но пока говорить о серьёзной эскалации преждевременно.

Author: Александр Верховский [ директор информационно-аналитического центра «Сова» ]

Время от времени подобное происходит, причём в исполнении самых разных этнических активистов. То армяне, то азербайджанцы, то таджики, то киргизы. Естественно, и русские тоже. Некоторые делают это не одноразово, а систематически. Образуются большие группы. Что-то точно они друг у друга копируют, да и вообще сама идея мне кажется заразительной.

Специалист добавляет, что есть одна вещь, которая характерна для всех подобных движений, — агрессия в них всегда односторонняя и направлена со стороны мужчин к женщинам. Верховский не исключил, что могут встретиться и обратные примеры, но ему они неизвестны.

.