Очередной коллапс в столичном метрополитене случился накануне вечером. Второй раз за три дня пассажиры вынуждены были мёрзнуть в подземелье в ожидании спасателей. Примечательно, что в обоих случаях речь идёт об относительно новых электропоездах, вставших на рельсы не ранее 2010 года. News.ru разбирался в причинах инцидента.

Как сообщают очевидцы, поезда встали примерно в 20:30 — в это время пассажиропоток в метро ещё достаточно оживлённый. Не доезжая до конечной станции «Алтуфьево», остановился первый состав. По данным Telegram-канала BAZA, под пятым вагоном отломился токоприёмник, повис и на ходу стал цепляться за шпалы. Скорость поезда была небольшой, в противном случае это могло привести к сходу с рельсов.

Просидели примерно 30 минут. Выходили через тоннель, холодно. На выходе из метро стояли эмчээсники, что-то обсуждали. Милиция тоже была. На станцию никого не пускали, — поведал Никита, застрявший возле станции «Алтуфьево».

Вышедший из строя состав собрал за собой пробку как минимум из трёх других. Марина находилась в одном из них.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: News.ru

Доехали до станции «Отрадное». Нас высадили, но ни о каких проблемах не сообщали. Приехал следующий поезд. Из него тоже всех попросили выйти, и опять без объяснений. Так же произошло с третьим. Когда приехал четвёртый поезд, стало понятно, что мы никуда не уедем. В этот момент девушка из кабинки на станции кричала: «Закрывай станцию на вход и выход! Закрывай быстро», — вспоминает Марина.

Судя по фотографиям с места, авария случилась с вагоном 81-760/761 «Ока». Эта модель выпускалась ОАО «Метровагонмаш» — дочерней компанией АО «Трансмашхолдинг» — с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 по 2016 год. По данным портала госзакупок, на ремонт, диагностику и различные усовершенствования вагонов «Ока» за последние шесть лет выделено более 440 млн руб.

Эксперты предполагают, что виной всему могла стать халатность работников метро, отвечающих за осмотр путей и составов в депо.

Либо вагоны плохо проверяют и, возможно, они были выпущены достаточно давно, уже там что-то устарело и они от старости отломились, либо это было какое-то хулиганство. Ночью все поезда стоят под открытым небом, их убирают, моют и проверяют. Их должны осматривать. Или халтурно осматривают эти поезда, не проверяя, в каком состоянии находятся токосниматели. Или же туда (в депо. — Ред.) кто-то специально проникает из хулиганских соображений, может быть, это и слишком громко говорить, что это была диверсия. И они отламывают эти самые токосниматели, причина указывается одна и та же — отсутствие подачи электроэнергии. Если бы это было нарушение токоподачи, то поезда на станции не смогли бы курсировать вообще. Значит, ломается сам поезд, а что у поезда может сломаться? То, что торчит из вагона и контактирует с запитанным рельсом, — предполагает бывший начальник комплекса тоннельных работ Московского метрополитена, почётный архитектор РФ Юрий Мельников.

Официальная позиция Московского метрополитена не совпадает с мнением Юрия. Представители подземки приносят извинения за сложившуюся ситуацию и утверждают, что ответственность лежит на производителе составов — Метровагонмаше.

Фото: News.ru

От момента остановки первого поезда до восстановления движения прошло 35 минут. Затем потребовалось время для введения движения в график. Причина остановки понятна — техническая неисправность состава. Состав находится на сервисном контракте у производителя вагонов. В соответствии с контрактом ему будут зачислены штрафы, размер которых около 1,5 млн руб. Завод-изготовитель — Метровагонмаш — уже подтвердил техническую неисправность состава. С задачей скорейшего отправления пассажиров Московский метрополитен справился в рамках регламентных сроков, движение поездов из тоннеля началось через 35 минут. Проезд на автобусах был бесплатным до 23:00, — говорится на сайте организации.

Примечательно, что модель «Ока» не в первый раз оказывается в центре скандала. В конце 2012 года «Трансмашхолдинг» поставил несколько поездов этой модели в Азербайджан. По данным Aze.az, новинка российских вагоностроителей не подошла для бакинского метро из-за технического несоответствия. Ввиду невозможности эксплуатации вагоны хотели вернуть, однако российская фирма отказалась, заявив, что покупатель произвёл в поездах технические изменения.