На фоне распространяющейся эпидемии коронавируса Россию охватили фантастические слухи. Так, в Амурской области за похожее «слухмейкерство» на местную жительницу составили административный протокол — она рассказывала о несуществующих случаях заболеваний коронавирусом в регионе. Но самым популярным фейком стал вброс о якобы готовящейся дезинфекции городов с применением вертолётов. Сообщения об этом рассылаются в мессенджерах, а после уже стихийно тиражируются населением. С этим явлением столкнулись уже в целом ряде регионов, а также в Москве, то же самое происходит и в других странах. Россия же сталкивалась с такой же волной дезинформации об «опылении вертолётами» десять лет назад, во время эпидемии лёгочной чумы, тогда были случаи, когда это провоцировало реальную массовую панику. В происхождении этого явления, а также в том, как именно государство само активно удобряет почву для дезинформации, разбирался NEWS.ru.
Опыляй и властвуй
15-16 марта некоторые россияне в десятках городов в самых разных концах страны, включая Москву, получили в мессенджере WhatsApp тревожное сообщение.
‼это проверенный источник‼ Сегодня в 23:00 и до 5:00 вертолёты будут распылять лекарство для дезинфекции, окна и балконы должны быть закрыты и на улице после 23:00 находиться нельзя. Сообщили из военной части... прислали, — гласило оно.
Многие начали распространять это сообщение дальше — в коллективные чаты, в том числе в родительские. Появились разные вариации текста. Например, к прежнему тексту прибавилось обещание санкций за нарушение «режима».
«Рейдовые мероприятия по школам! Если вдруг ребёнок окажется в школе по таким причинам, как дополнительные занятия или кружки, то будут наказаны школы. Но если детей обнаружат в магазинах, в автобусах, на улицах, родителей накажут штрафом!» — гласило сообщение анонимного первоисточника.
Власти принялись опровергать эти сообщения и искать распространителей. Последнее, правда, с довольно скромными успехами. Так, в Каменске-Уральском Свердловской области административная ответственность грозит пользователю «ВКонтакте» под ником Кот Котофеич, который в своём паблике написал о намерении властей распылить над Каменск-Уральским дезинфицирующее средство. В Амурской области составлен протокол на женщину, которая пугала людей вымышленной информацией о появившихся заражённых коронавирусом в регионе.
По словам специалистов, дезинфекция с воздуха технически нецелесообразна и не практикуется.
К сожалению, кто-то поверил, что нужно закрывать окна и двери, якобы будет распыляться что-то, что может убить вирус. Во-первых, это технически нереально, во-вторых, у нас в 23 часа люди ещё ходят, с работы возвращаются, то есть мы тогда на какую-то часть населения не обращаем внимания и убиваем вирус, это невозможно. Мы понимаем, что у нас новый вирус, который мы никогда не получали, и мы не знаем, как его лечить, пока это загадка для нас. Всё лечение только симптоматически подбирается, то есть у нас, у врачей, нет всего того, что нужно. Но мы уже якобы знаем, как обработать, что вирус исчезнет и умрёт, поэтому распространять такую новость глупо. И поэтому нужно сохранять благоразумие.
Как же отличить такие фейки от информации, резонирующей с реальностью? Обычно у ложных сообщений три признака — это анонимность источника, отсутствие привязки к конкретному местоположению и однотипность распространяемого (даже пунктуационные ошибки во всех этих сообщениях зачастую совпадают — то есть оно не подвергалось вообще никакой правке и просто копировалось).
К этому надо прибавить такой признак, как яркий эмоциональный заряд сообщения — оно ориентировано на людей со слабым критическим восприятием и должно побудить их бездумно скопировать сообщение. Практически всегда сообщение сопровождают ссылки на то, что эта информация запрещена или скрывается властями.
Интересно, что аналогичный фейк про дезинфекцию с воздуха также распространялся одновременно в Грузии, на Украине и даже в Кувейте. Более того, идентичная информация проходила в российских городах — нередко тех же самых — ровно десять лет назад, во время эпидемии свиного гриппа 2009-2010 годов. Тогда подобные слухи расходились «живьём», в общественном транспорте и между коллегами, а также посредством LiveJournal и СМИ. Сначала практически у каждой семьи появлялись знакомые, которые «видели», как люди в костюмах биологической защиты выгружают из больниц трупы в мешках — якобы скрываемые жертвы эпидемии. Потом к этому прибавились разговоры о дезинфекции с вертолётов, называлась конкретная дата — 2 декабря. Наибольший размах паника приобрела в Саратове: вечером того дня город практически полностью вымер — улицы опустели, транспорт ездил по улицам пустым, в магазинах закончилась питьевая вода. Чтобы успокоить граждан, губернатор региона в сопровождении телекамер прогулялся по главной пешеходной улице города — абсолютно безлюдной, но эффекта это не произвело. Впоследствии правоохранительные органы попытались отреагировать на произошедшее в своём духе — задержали студента, который за несколько дней до этого опубликовал «анонс» дезинфекции в своём LiveJournal, однако привлечь его по административной и тем более уголовной статье не удалось, тем более что первоисточником информации он явно не был.
Впоследствии местные предприниматели наладили в Саратове выпуск футболок, напоминающих об этом событии.
Сталин на самолёте с иконой Богородицы
То же самое в 2009 году происходило и в других городах, например в Липецке, только в более лёгких формах. Поэтому неудивительно, что в этот раз власти уделили этим фейкам особое внимание, попытавшись бить административно и по распространителям — промежуточным, как это обычно бывает.
Между тем есть свидетельства, что в том же Липецке слухи о «вертолётах-дезинфекторах» муссировались в аналогичном контексте и в начале нулевых годов. По сути, речь идёт о своеобразном типе «городских легенд». Специалист по современному городскому фольклору Никита Петров находит им своё объяснение.
Эти байки связаны с патерналистским контролем со стороны государства, которое в какой-то момент будто бы должно взять заботу о нас на себя. В частности, во время Второй мировой войны было распространена легенда о том, что Сталин на самолёте с иконой Богоматери облетал Москву, чтобы немецкие войска не вошли. И это нас приводит к мысли, что это неплохая практика обходов, в частности православных и не только. Это ещё с XVI века зафиксировано, далее это можно наблюдать и в XVIII, XIX и XX веках, когда священник вместе с паствой обходил село, которому угрожала опасность. Это могла быть эпидемия, чума, холера и так далее. В Белорусии такое практиковали, чтобы немцы не вошли в сёла: священник брал крест и обходил населённый пункт. То есть идея неприкосновенности — с одной стороны, с другой стороны — освобождение от заразы. Потом это всё дело мутирует с появлением новых технологий. Берём тактику обходов и мобилизации на защиту невидимой силы, которую мы не знаем, но можем доверять, берём новые технологии, всё, что мы знаем, через проникновение технологий, все мы знаем про распыление облаков с воздуха, о том, что с воздуха можно тушить пожары, и получаем городскую легенду, которая актуализируется во времена эпидемий, пандемий и паники. Это не может быть кому-то выгодно. Это базовая идея — о том, что нас защитят в любом случае, о том, что военные имеют неограниченные полномочия. Здесь нет вброса, часто такие вещи актуализируются у нас в провинции, например в связи с нынешним коронавирусом. То же самое в Грузии, Абхазии и некоторых странах, которые находятся в изолированном микроклимате.
То, что мы называем «фейкньюс», существовало всегда, говорит коллега Петрова, антрополог Александра Архипова, однако само по себе появление выдумки вовсе не значит, что она будет массово распространяться — ежедневно в мире появляются тысячи, если не миллионы выдуманных историй. Распространяются те из них, которые отвечают картине мира, сложившейся в сознании людей, когда люди сильно испуганы, когда у них нет готового сценария, как реагировать на какую-то новую опасность, и когда в этих условиях возникает новый уровень недоверия властям.
Никита Петров тоже говорил о недоверии к государству как об основном механизме появления панических фейков.
Здесь, наверное, можно говорить ещё о важной тенденции — о массовом недоверии людей к государственным институциям, которые, не спросив людей, могут что-то делать. То есть они не знают, что будет делать государство, но слух распространяется именно по другим каналам, по каналам доверительности, и тогда он достигает своего пика, начинается массовая паника — но она очень скоротечна, это 2-3 дня,и дальше она идёт на спад. И потом она снова актуализируется во времена катастроф, во времена непонятного положения дел, особенно связанных с заразой, эпидемиями, — говорит учёный.
Антрополог и специалист по фольклору Александра Архипова добавляет к этому, что государство и связанные с ним СМИ нередко сами плодят и насаждают фейки либо потворствуют их распространению в своих интересах, причём это практикуется очень давно — так, в 1917 году, во время Первой мировой войны, активно распространялась фейковая информация, что немцы распяли канадского солдата. Этим занимались английские газеты.
Вот, к примеру, Первому каналу было выгодно раскручивать историю про распятого мальчика. И Первый канал создаёт этот фейк — какие ужасы происходят в Донбассе, чтобы устроить всеобщую мобилизацию мнений. Далее эту историю слышит Марья Ивановна, и она рассказывает это своим детям, но выгода в рассказе Марьи Ивановны другая — она беспокоится, что там происходит в Донбассе. Её дети рассказывают это друзьям, и у них третья выгода — они хотят рассказать, какую чушь распространяют. В этой цепочке у каждого, кто распространяет, своя цель, но история всё равно распространяется.
США как причина всего
Примеры, когда политики удобряют почву для распространения ничем не подтверждённой информации, встречаются и сейчас, в связи с приближающейся эпидемией. Начать с того, что иные чиновники от медицины ещё месяц назад заявляли, что эпидемия коронавируса — «выдумка всемирного масштаба», и это выносила в заголовок газета «Аргументы и факты».
Другим явно одобряемым свыше типом конспирологии стала теория о том, что вирус COVID-19 создан американскими военными в качестве биологического оружия. Так, сенатор Франц Клинцевич в интервью РИА ФАН заявил, что в ситуации глобального распространения вируса «много моментов, говорящих о том, что вирус действительно мог быть создан в американской биолаборатории».
Выводы напрашиваются сами собой: установлено — вирус искусственный и с высокой степенью вероятности имеет отношение к американским военнослужащим. Тот же МИД Китая недавно утверждал, что вирус мог быть завезён в страну американцами. Также нельзя забывать о том, что американцы довольно продолжительное время занимались сбором биоматериала других народностей, причём никто так и не объяснил, на каком основании это было сделано. Мы же вскрыли огромное количество разных медицинских и научно-исследовательских институтов, которые под гранты и по указанию США собирали биоматериал россиян, китайцев, возможно, каких-то других национальностей. Это было установлено, —заявил Клинцевич.
Разумеется, никаких убедительных свидетельств того, что вирус COVID-19 имеет искусственное происхождение, и тем более создан в США, пока нет. Клинцевич, делая своё заявление, опирался на версию обозревателя канадского исследовательского центра Global Research Лэрри Романоффа. При этом российские СМИ, как правило, обходят стороной тот факт, что Романофф живёт и работает в Китае, государстве, которое чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы снять с себя имидж очага всемирной эпидемии. Тем более что американские СМИ до этого распространяли такие же обвинения уже в адрес Китая, намекая, что вирус мог быть создан в биологической лаборатории города Ухань, откуда, как известно, и началась пандемия.
Ещё до Клинцевича об американском следе эпидемии заявлял другой тенденциозный политик — Владимир Жириновский. А его «правоту» активно подтверждал в СМИ эксперт Игорь Никулин, представленный как бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию. По его мнению, причин для подозрений, что коронавирус — это биооружие США, более чем достаточно: «Во-первых, время и место слишком уж удачно подобраны, чтобы считаться простым совпадением. Сейчас между Китаем и США разгар торговой войны, а американский президент Дональд Трамп ещё полгода назад говорил о том, что если китайцы не одумаются, то сильно пожалеют», говорил он.
Как следует из информации на персональном сайте Никулина, он считает себя прямым потомком Рюрика, что может его некоторым образом характеризовать как эксперта и аналитика.
Впрочем, Россия в этой тенденции не одинока. Так, казахстанские СМИ недавно сообщили, что в местном издании Yvision вышел материал, в котором сообщается о том, что коронавирус COVID-19 был создан в Центральной референс-лаборатории в Алматы, организованной в 2016 году на деньги Министерства обороны США якобы для сбора наиболее опасных патогенов в Казахстане. При этом не упомянули, что Yvision — это не СМИ, а блогерская платформа, где любой может опубликовать непроверенную информацию.
В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.