Второй Восточный окружной военный суд в Чите вынес приговор рядовому-срочнику Рамилю Шамсутдинову, который 25 октября 2019 года застрелил восемь и ранил двоих сослуживцев. Он получил 24,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Прокуратура просила для него на полгода больше. Были также частично — в сумме 9,8 млн рублей — удовлетворены гражданские иски потерпевших, в основном это родственники погибших. Нет сомнений, что сам инцидент и приговор могут повлиять на атмосферу в вооружённых силах, и не случайно уже появились полярные оценки судебного решения. Об этом — в материале NEWS.ru.

«Сын не выдержал издевательств»

Шамсутдинов служил в войсковой части 54160 Забайкалья, в которой располагается база по хранению ядерных боеприпасов. Солдат заступил в караул на трое суток, в течение которых между дежурствами офицер заставлял его стоя учить устав внутренней службы. В результате за всё это время рядовой спал всего пять часов. Вечером при смене караула Шамсутдинов внезапно открыл огонь из автомата по окружающим, первым делом застрелив офицера. По тревоге в воинскую часть прибыло антитеррористическое спецподразделение, которому Рамиль Шамсутдинов сдался без сопротивления.

28 октября 2019 года Читинский гарнизонный военный суд арестовал рядового до 27 декабря 2019 года по делу об убийстве. С самого начала Шамсутдинов начал рассказывать об издевательствах и дедовщине в части. На высшем уровне была проведена проверка, часть фактов подтвердилась. Были заведены уголовные дела о дедовщине против срочника Руслана Мухатова, потерпевшими по ним стали семь солдат, включая Шамсутдинова. Как звучало в судах, рядовой Мухатов избивал новоприбывших в часть боксёрской перчаткой и заставлял «ловить бабочек» — приседать по команде и хлопать в ладоши много раз подряд. Шамсутдинов также подвергался избиениям, и по его словам, ему также угрожали изнасилованием. В марте 2020 года Читинский гарнизонный военный суд назначил Руслану Мухатову два года условного заключения и штраф в 30 тысяч рублей. Воинская часть, где произошёл трагический инцидент, была расформирована по итогам проверок Минобороны и Главной военной прокуратуры.

Сын не выдержал издевательств, — ​объяснял отец Рамиля Шамсутдинова.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Московская мусульманская община собрала деньги на оплату адвокатов Шамсутдинову, однако те впоследствии решили защищать обвиняемого бесплатно. Рассмотрение дела против солдата, расстрелявшего сослуживцев, началось 14 февраля 2020 года. К началу процесса родственники погибших и пострадавших подали семь исков к Шамсутдинову о взыскании 27 млн рублей в качестве морального вреда. Защита настаивала, что действия обвиняемого нужно квалифицировать по статье об убийстве в состоянии аффекта.

Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

28 декабря 2020 года присяжные признали Шамсутдинова виновным, но заслуживающим снисхождения. 19 января 2021 года гособвинитель попросил назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 25 лет с отбыванием в колонии строгого режима.

Один из адвокатов Шамсутдинова Равиль Тугушев считает успехом защиты то, что в приговоре удалось избежать пожизненного заключения. Однако, по его словам, приговор всё равно излишне жестокий и он не понимает мотивацию суда, так как в деле есть значительные смягчающие обстоятельства.

В первую очередь это противоправные действия со стороны некоторых потерпевших, и это судом было установлено. Также Рамиль ранее не судимый и характеризуется исключительно положительно. Почему суд не принял это во внимание, непонятно. Я не готов ответить, будем ли обжаловать данный приговор. Потому что нам необходимо ознакомиться с мотивировочной частью приговора. То есть увидеть, чем же руководствовался суд и есть ли основания для обжалования.

На следующей неделе я вылечу в Читу и ознакомлюсь с приговором. В четверг примем решение, будем обжаловать или нет. По гражданским искам по взысканию морального вреда — непонятно, чем руководствовались потерпевшие, ведь Шамсутдинов не олигарх и таких денег у него реально нет. Как они планируют с него получить эти деньги? Безусловно, он, находясь в колонии, будет работать и какие-то суммы им будут перечисляться. Но погасить эту сумму он навряд ли сможет. У него таких денег нет. По этой части, если будет принято решение, то, возможно, будем обжаловать.

Равиль Тугушев адвокат

Адвокат добавил, что история Шамсутдинова показывает: за 30 лет, прошедших с тех пор, как сам Равиль Тугушев проходил срочную службу, в армии мало что изменилось, однако он надеется, что Минобороны сделает надлежащие выводы из произошедшего.

Обвинили Интернет

Интересно, что Комитет солдатских матерей поддержал строгий приговор Шамсутдинову. В комментарии NEWS.ru юрист организации Александр Латынин заявил, что с учётом вердикта присяжных заседателей суд был скован в рамках вынесения приговора, не мог приговорить его к пожизненному лишению свободы.

И я уверен, что Шамсутдинов получил бы пожизненный срок. Тот срок, который был дан, 24 года и 6 месяцев колонии строгого режима, по нашему мнению, является достаточно объективным решением, которое было вынесено судом. Я считаю, 24,5 года — достаточно маленький срок, и в связи с этим я уверен, что он будет обжалован потерпевшей стороной в апелляционной инстанции, — отметил представитель Комитета солдатских матерей.

Как отметил Александр Латынин, «в Интернете выдвигались бредовые версии» о том, что Шамсутдинова на этот поступок вынудила попытка изнасилования, однако в суде было доказано, что физическую силу к нему применяли только трое военнослужащих, а убил он восьмерых.

Кроме того, замечает юрист, было доказано, что солдат вёл прицельный огонь, он имел умысел открыть стрельбу, когда все остальные разрядят свои автоматы перед сдачей оружия, — планировал убийство как виновных, так и невиновных.

Данный приговор должен послужить тем лицам, которые будут призваны в ВС РФ, знаковым маячком о том, что беспредел творить в армии нельзя, расстреливать военнослужащих нельзя. У Шамсутдинова выход был следующий: раз в неделю он пользовался мобильным телефоном, и он мог позвонить и отцу, и братьям, родственникам и попросить их о помощи. Он мог позвонить в военную прокуратуру, он мог обратиться в Комитет солдатских матерей России, — считает Латынин.

С ним согласен Сергей Липовой, председатель президиума организации «Офицеры России».

По словам Липового, Шамсутдинов «убивал наверняка» — сначала в корпус, а потом старался добить выстрелом в голову. Это говорит о том, что он заранее готовился к преступлению. Наказание он считает заслуженным. Сергей Липовой утверждает, что в разногласиях воинских коллективов виноваты не вооружённые силы, а командиры, которые не уследили.

Это следствие тех процессов, которые были ещё заложены в гражданском обществе. Это результат воспитания в семьях, обучения, то есть той системы, которая сложилась на «гражданке». Сейчас юноши всю информацию и воспитание получают из Интернета. А для молодёжи Интернет — самая большая опасность, потому что он неконтролируем, там размещено много мусора, много искажённых фактов, — заявил он.

Отметим, что потерпевшие по делу заявили, что Равиль Шамсутдинов заслуживает только пожизненного лишения свободы, и не исключено, что они будут обжаловать решение суда.

В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.