Опасность маркетплейсов заключается в том, что они приводят к монополизации рынка, заявил NEWS.ru руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский. По словам юриста, этому способствует демпинг, который делает невыгодными продажи офлайн или в независимых интернет-магазинах.
Политика цифровых платформ априори является недобросовестной конкуренцией и должна быть приращена. Демпингуя, маркетплейсы фактически делают неконкурентными продажи товаров продавцами через другие каналы продаж. Это приводит к сворачиванию офлайн-торговли, ликвидации независимых интернет-магазинов. В результате происходит монополизация рынка, что негативно влияет на экономику в целом, — сказал Хаминский.
Он уточнил, что распространение дистанционной торговли, а в особенности появление маркетплейсов, привело к формированию новых потребительских привычек. По словам Хаминского, маркетплейсы являются основным каналом розничной торговли в стране, так как каждый россиянин тратит на онлайн-покупки в среднем около 60 тысяч рублей за год. Как отметил юрист, маркетплейсы активно встраивают в свои сервисы возможность оплаты в рассрочку либо в кредит, что приводит к дополнительным тратам граждан.
При этом надо иметь в виду, что маркетплейсы на сегодня являются и крупнейшими в стране держателями цифровых данных о потребительских привычках граждан всех возрастов и социальных слоев. Такая информация позволяет им легко таргетировать каждого покупателя, предлагая ему рекламу товаров, в которых он потенциально может быть заинтересован. Таким образом стимулируется рост необязательных покупок, которые покупатель, возможно, и не сделал бы в отсутствие инструментов, имеющихся у цифровых платформ, — добавил Хаминский.
Ранее стало известно, что объединенная компания Wildberries & Russ намерена внимательно изучить предостережение, выданное Федеральной антимонопольной службой России. Поводом для проверки стали изменения в оферте маркетплейса, согласно которым продавцы должны были открывать счета в Вайлдберриз Банке.