300 млрд рублей потерь несёт российская экономика из-за некачественного энергосбережения. Такие данные привёл экс-премьер правительства РФ, а ныне председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин на совещании в администрации Тамбовской области по проблемам ЖКХ.

Одной из главных причин такого положения Степашин видит торможение развития современных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, инновационного направления «Умные дома».

Всего объектов данной модификации на всю Россию насчитывается на октябрь 2019 года, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, лишь 156.

В ходе дискуссии, повестка дня которой касалась ликвидации аварийного жилищного фонда и региональных особенностей программы капремонта, Степашин в качестве неоспоримых преимуществ «умных домов» признал, что хотя себестоимость их эксплуатации несколько дороже, но экономия на квартплате может давать гражданам примерно 40%. Одним из важнейших шагов к исправлению ситуации Фонд содействия реформированию ЖКХ видит во включении десятков тысяч квадратных метров жилья в федеральную программу повышения энергоэффективности.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сергей Степашин, глава набсовета Фонда содействия реформированию ЖКХ

Мы предложили новый закон с тем, чтобы там, где выделяются бюджетные средства, в том числе по статье капитального ремонта жилья, более 100 тыс. квадратных метров обязательно включить в программу.

Как полагает экс-премьер, в этих целях неизбежно структурирование бюджетов разных уровней — с учётом тех, кто будет строить энергоэффективное жильё. В качестве пилотной площадки по массовому внедрению проекта «Умные дома» экс-премьер предложил выбрать Тамбовскую область.

Фото: Stefan Kiefer/imageBROKER.com/Global Look Press

«Умными домами» ещё в последней четверти прошлого века стали называть жилищную систему, обеспечивающую комплексную безопасность, ресурсосбережение и комфорт для всех её пользователей.

Ключевой принцип её действия — автоматизация подсистем (отопления, кондиционирования) в зависимости от внешних и внутренних температурных условий, что позволяет достигать синергетического эффекта для всего жилищного комплекса. Поэтому неудивительно, что синергия, полученная «в отдельно взятом» доме, упраздняет необходимость пользоваться несколькими пультами при просмотре ТВ и множеством выключателей при освещении, вентиляционных блоках, системах видеонаблюдения и охранной сигнализации.

История новшества применительно к нашей стране началась в 1987 году, — в СССР был разработан проект радиоэлектронного оснащения жилища «СФИНКС». Тогда следящих за техническими новинками поразил главный центральный процессор, состоящий из нескольких блоков, а также пульты управления — «малый» со съёмным дисплеем и большой с сенсорными клавишами. Оба пульта были оснащены микрофонами управления голосом.

Заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда», руководитель направления «Управление жилой недвижимостью» Дмитрий Гордеев в комментарии News.ru отметил важность направления «Умный дом» в аспекте разнообразных климатических условий Российской Федерации.

Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда», руководитель направления «Управление жилой недвижимостью»

Фото: SEMINAR.RU
Примерно лет десять назад я был в командировке в Дагестане и видел там воочию, как был проведён эксперимент: был построен один дом именно такой модификации, электрическая энергия для которого вырабатывалась из тепла земли. Колорит и общую значимость действа придавало и то, что дом был построен для тех жителей республики, которые ранее проживали либо в бараках, либо в отдалённых от удобства цивилизации горных селениях. Так вы не поверите — тепла от установки, обогревавшей дагестанский «умный дом», хватало на отопление и ещё пары соседних домов.

По его словам, тогда это было шлейфом некой кампании, — причём не только в Дагестане. Во многих регионах находился такой показательный «умный дом», подарок бюджета, но дальше выставочной составляющей в подобных акциях дело явно не шло.

Фото: Pixabay

Почему мы не увидели широкого внедрения столь важного во всех смыслах начинания? Судите сами: ещё в докризисное время цена той установки, особенно для дотационного региона, веско давала о себе знать. Можете предположить, насколько выше стоимость квартиры в таком доме — в сравнении с жильём, лишённым модернизации. И отсюда следующий резонный вопрос: почему застройщики, выходящие на рынок жилья, не спешат возводить жильё именно с классом «умного дома»? Рынок даёт ответ на этот вопрос. Заказчики думают о затратах, и они пока не уверены, что такое дорогое жильё впоследствии окупится динамичными продажами квадратных метров.

Если же взглянуть на проблему не с финансовой точки зрения, а с технической, то сейчас автоматизированным теплом уже мало кого удивишь, — новые типы «умных домов» предусматривают систему учёта в режиме онлайн, когда для проверки и платежей, и состояния приборов не нужно заходить в квартиры, а прекращение подачи ресурса должникам также происходит автоматически.

Поэтому только отрадно, если Сергей Степашин, как лицо компетентное, декларирует об увеличении финансирования подобных проектов — и не в Москве и городах-миллионниках, а по всей РФ. Но единовременная помощь из бюджета может рассматриваться как стимул для внедрения. Сама же их реализация должна решаться в комплексе — в увязке с другими инновационными проектами и по разнообразным финансовым схемам, включающим государственно-частное партнёрство, а также ещё не раскрытыми в должной мере в нашей стране перспективными инициативами — такими, например, как с солнечными батареями, — заключил эксперт.