Новые антироссийские санкции Киева — это, прежде всего, пиар-ход, призванный продемонстрировать приверженность политике в отношении «страны-агрессора». С чисто экономической точки зрения смысла он не имеет, утверждают опрошенные News.ru эксперты. По решению правительства Украины, с 1 августа будет ограничен ввоз в страну промышленных товаров, минеральных удобрений, сельхозпродукции, транспортных средств, цемента, фанеры из РФ общей стоимостью $510 млн.

Сегодня мы подготовили решение о том, что мы введём зеркальные санкции по отношению к России. Мы введём эмбарго на товары, которые мы полностью производим в Украине или можем заменить, — заявил премьер Владимир Гройсман на заседании кабинета министров.

Он сообщил также, что Киев собирается установить спецпошлины на российские товары, «чтобы дать ответ агрессору, который хочет экономически навредить нам». По словам Гройсмана, такие испытания сделают Украину сильнее, и она будет играть ключевую роль на мировых рынках, цивилизованных и перспективных для страны.

Проектом постановления мы устанавливаем с 1 августа 2019 года специальный налог на ввоз товаров из России в процентах к таможенной стоимости независимо от других налогов, — уточнил, в свою очередь, первый вице-премьер Украины Степан Кубив.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Удар за ударом

Напомним, Москва расширила санкции в отношении Украины 18 апреля. Ключевой мерой стал запрет на экспорт российской нефти и нефтепродуктов, а также угля. С 1 июня их можно будет вывозить на Украину только по отдельным разрешениям. Также было введено эмбарго на ряд украинских товаров в сфере машиностроения, лёгкой промышленности и металлообработки. Этим шагам предшествовали украинские санкции: 10 апреля Киев расширил список товаров, запрещённых к ввозу из России. В него включили стеклотару, формалин, аппаратуру для устройств железнодорожной автоматики и прочее.

Нынешнее решение Киева — скорее, символическое: всё, что могло в товарооборотах уменьшиться или сойти на нет за эти годы, уже и так сошло на нет или уменьшилось, — говорит шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Лишь малая часть «пакета»

В данном случае, по его словам, речь идёт о политическом шаге, совершаемом уходящим руководством — уже даже не «хромой», а «мёртвой» уткой, поданной к столу, по сути, давно — ещё до второго тура выборов. Тем самым старая власть максимально усложняет переговорные задачи будущему руководству — правительству, которое предложит и сформирует Владимир Зеленский.

В этом контексте санкции в отношении поставок из России — лишь малая часть «пакета», которым уходящее поколение украинских политиков хочет «порадовать» новую команду, включая закон о государственном языке и назначение своих людей на некоторые посты в последний момент в армии, судах или прокураторе, — рассуждает собеседник News.ru.

В любом случае, продолжает Пушкарёв, с новой украинской властью будут вестись в ближайший год переговоры не только о путях урегулирования в Донбассе (хотя бы по гуманитарным вопросам), но и о шагах по частичному налаживанию экономического взаимодействия, а где-то и по расширению связей в тех сегментах торговли, где это действительно выгодно самой Украине. В условиях острых бюджетных дефицитов и переналаживания отношений на новой более принципиальной основе и с МВФ, и с другими кредиторами, более прагматичное и менее подверженное идеологическим клише руководство страны будет заинтересовано в поисках любых источников денежных поступлений от реальных взаимных поставок.

Для Украины целесообразность введения «зеркальных мер» отсутствует. Для местных политиков, возможно, это демонстрация ориентации власти по отношению к стране, которую с 2014 года называют агрессором. После выборов население должно понимать, что «фокус» не изменился, — говорит аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков.

Кристин Лагард и Пётр Порошенко Фото: Petro Poroshenko/via Globallookpress.comКристин Лагард и Пётр Порошенко

Запланированный шаг

Едва ли решение уходящего правительства сильно осложнит жизнь новому президенту, считает собеседник News.ru. Просто такого рода действия «напоследок» являются запланированными. Две страны — Россия и Украина — не равнозначны ни по политическому влиянию, ни по экономическому положению, поэтому ответные санкции, смахивающие на популизм, не поддержат украинскую экономику. По словам Старикова, в Киеве нашли очередной способ «освоить» крупную сумму бюджетных денег. Если бы была экономическая целесообразность поддержания проектов по импортозамещению или реальная возможность сформировать дополнительные поступления в госбюджет (а заявлено, что объём этих пошлин может составить не менее 3,7 млрд гривен — $141,2 млн), то правительство Украины уже давно ввело бы максимальные ограничения на ввоз и вывоз товаров.

Кстати, прямой запрет поставок российских нефтепродуктов на Украину затрагивает минимальный объём нефтепродуктов. В их перечне по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС — классификатор, который в Евразийском союзе используется при международной торговле) выбраны отнюдь не самые крупные категории. В сравнении со всеми поставками российского минерального топлива и нефти на Украину экспорт запрещённых «нефтяных» статей составляет 2,9%, или $118 млн от $4 млрд. С другой стороны, существенная часть экспорта попадает под административный контроль. Стоимость товаров, поставки которых на Украину теперь придётся согласовывать с Минэкономразвития, в прошлом году достигла 3,9 млрд, то есть, 41% от общего экспорта.