На Дальнем Востоке завершилось историческое строительство российской части моста через реку Амур. Первый трансграничный автомост свяжет Благовещенск с населением 226 тысяч человек и почти двухмиллионный китайский Хэйхэ. Сумма затрат составляет около 19 млрд рублей. Согласно концессионному российско-китайскому договору, работы ведутся за счёт внебюджетных источников. Об этом News.ru сообщили в пресс-службе Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. По мнению экспертов, цена проезда по сооружению будет составлять от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.


К этой дате мы шли 1070 дней (столько ушло на возведение российской части сооружения. — News.ru) вместе с нашими коллегами, строителями — всеми, кто реализовывал этот проект. Мост — больше тысячи метров, по 540 метров с каждой стороны. Мы можем этим гордиться: всё на этом мосту, кроме вантов, сделано на заводах нашей страны, — сказал журналистам министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

В пресс-службе ведомства отметили, что ванты — из Франции.

Амурский мост строился синхронно с двух сторон. После окончательного ввода его в эксплуатацию весной 2020 года движение сначала будет открыто для грузового транспорта, для легкового — только через полтора года. Общая протяжённость мостового перехода составляет 20 км (6 км — дороги в Китае и 13 км — подъездные пути на территории России, в которых ещё 278 метров — мост через протоку Каникурганскую). На российской стороне мост начинается на острове, и к нему ведёт Каникурганское сооружение.

пресс-служба Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

пресс-служба Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

пресс-служба Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

пресс-служба Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Юрий Смитюк/ТАСС

Типичный Благовещенск/vk.com

Подслушано Иглино Иглинский район/vk.com

Подслушано Иглино Иглинский район/vk.com

Подслушано Иглино Иглинский район/vk.com

Планируемый ежесуточный трафик — 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых машин. Допустимый пассажиропоток составит около 5,5 тысячи человек. По мосту собираются экспортировать сою и полимерную продукцию.

Его модель предусматривает собой строительство и эксплуатацию мостового перехода на коммерческой основе в расчётный период: сроки возврата окупаемости — 16 лет. Бюджетных денег в этом проекте нет, работы ведутся за счёт китайского кредита, который получила совместная российско-китайская компания на основе концессионного соглашения.

Амурский мост — знак новой эпохи стратегического партнёрства между РФ и КНР. Кроме того, сейчас Китай, как и мы, испытывает беспрецедентное торговое давление со стороны США. Две наши страны сейчас объединяет санкционное давление.

Юрий Тавровский

востоковед из Российского университета дружбы народов и постоянный член Изборского клуба

Мост задумывался ещё тогда, когда трансграничная торговля была более выгодна Китаю, чем нашей стране, напоминает синолог из Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. То есть в тот момент торговый оборот из КНР в Россию превосходил наш экспорт в их страну. Тяжёлые грузы (холодильники, плиты и т. д.) требовали соответствующей логистики. До сих пор, указывает эксперт, товары по Амуру доставлялись на катерах на воздушной подушке. Таким образом, пока не откроют новый мост, отметил специалист, вся трансграничная торговля между двумя странами будет оставаться на уровне 80–90-х годов прошлого века.

Между тем, полагает аналитик, в реальности в настоящее время экспорт Китая в Россию заметно спал, так как им невыгодно поставлять товары в РФ из-за изменений рублёвого курса.

Сегодня, скорее, в КНР везутся российские товары. К примеру, сейчас в Приамурье запускается целый ряд российских заводов по производству бытовой техники, которую потом будут продавать в Поднебесную.

Алексей Маслов

синолог из Школы востоковедения Высшей школы экономики

По мнению эксперта, амурский мост вряд ли удовлетворит финансовые ожидания двух стран и увеличит товаропоток от трёх до восьми раз. На взгляд специалиста, в настоящее время такого объёма пока не наблюдается.

С ним согласен Юрий Тавровский, который полагает, что из-за моста, несмотря на перепроизводство в КНР всевозможных товаров, «китайцы навряд ли завалят Дальний Восток своим избыточным товарооборотом». Это, в свою очередь, не должно вызывать и опасений в связи с тем, что появление исторического сооружения могло бы как-то потенциально затормозить развитие промышленности на Дальнем Востоке.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен