Европе следует поддержать прокладку Трансадриатического газопровода из Азербайджана в Италию, заявил американский конгрессмен Девин Нунес. По его словам, это — «единственный способ противостоять Москве в рамках более широкого конфликта на мировой арене и в киберпространстве». В интервью Fox News законодатель отметил, что США могут внести свою лепту в этот процесс, если предпримут «гораздо более значительные» усилия для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу.

Обращение Девина Нунеса, председателя комитета по разведке Палаты представителей, адресовано лидерам стран ЕС, прежде всего, канцлеру Германии Ангеле Меркель. Нунес предлагает перестать подкармливать деньгами «русского медведя», снизив зависимость от российского газа с помощью Трансадриатического газопровода (TAP), пишет The Washington Examiner. На днях инициативный конгрессмен побывал в восточноевропейских столицах, чтобы заручиться поддержкой местных политиков в деле прокладки TAP.

Этап большого пути

TAP, напомним, — один из этапов «Южного газового коридора» (ЮГК), мегапроекта оценочной стоимостью около $45 млрд, предусматривающего создание инфраструктуры для транспортировки природного газа с месторождения Шах-Дениз в Каспийском море в Западную Европу. Стоимость Трансадриатического трубопровода оценивается в $5,14 млрд. Планируется, что TAP будет соединен с ещё одной газовой магистралью — TANAP — на турецко-греческой границе и далее проложен по территории Греции и Албании, а затем по дну Адриатического моря в направлении юга Италии. Мощность TAP предположительно составит 10 млрд куб. м газа в год с последующей возможностью ее удвоения. Трубопровод протянется на 878 км, и лишь восемь из них пройдут по территории Италии.

Между тем 20% акций ТАP принадлежат итальянской компании Snam, ещё 20 процентами владеет BP, а также азербайджанская государственная компания SOCAR. В начале июля Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сообщил, что выделит кредит в размере €500 млн на строительство TAP. «Трубопровод внесёт значительный вклад в диверсификацию поставок энергоносителей, а также позволит добиться значительного сокращения выбросов углекислого газа», — считает ЕБРР. Политики в Вашингтоне разделяют эту позицию, однако свои взгляды проповедуют намного более агрессивно. Администрация Дональда Трампа активно поддерживает проект TAP в противовес «Северному потоку — 2», по которому Германия будет получать российский газ.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Препятствие в лице Италии

Загвоздка, однако, в том, что Рим не менее активно сопротивляется прокладке TAP. В июне новое правительство Италии сообщило о намерении «в приоритетном порядке» пересмотреть своё участие в проекте. Министр окружающей среды Серджо Коста назвал его «абсолютно бессмысленным» для Италии и не находящим в ней никакого спроса. В этой связи президент Дональд Трамп в ходе встречи в Белом доме 30 июля с итальянским премьером Джузеппе Конте попытался убедить последнего не препятствовать реализации TAP. Ранее в том же месяце в Баку для обсуждения ситуации был приглашён президент Италии Серджо Маттарелла. Как заметил директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана Фархад Мамедов, Трансадриатический газопровод — не внутреннее дело Италии, а проект общеевропейского масштаба, который находится в полномочиях Европейской комиссии.

Президент Италии Серджо МаттареллаФото: Global Look Press/Ropi/Insidefoto/ZucchiПрезидент Италии Серджо Маттарелла

Девин Нунес, чей комитет занимается расследованием «российского вмешательства» в американские выборы, видит корень проблемы в другом. Он заявил, что с помощью своей «изощрённой пропаганды» Москва распространяет в Италии дезинформацию, которая мешает местным властям дать проекту TAP зелёный свет. Однако, похоже, с реальностью это мало связано.

Места на рынке хватит всем

Очевидно, что при закупке газа европейские компании руководствуются, главным образом, рыночными соображениями. На данный момент именно российский трубопроводный газ, а не американский сжиженный, остаётся для них самым дешёвым вариантом, пишет The Washington Examiner. В то же время эксперты сходятся во мнении: Старому Свету в ближайшие десятилетия понадобится очень много голубого топлива, места на здешнем газовом рынке хватит всем. По прогнозу Wood Mackenzie, к 2035 году потребление газа на континенте увеличится до 546 млрд куб. м. На сегодняшний день TAP едва ли смотрится конкурентом для проектов «Газпрома» как в Турции, так и на европейском рынке, где доля российского газового монополиста в 2017 году выросла с 33,1% до 34,7%. Правильнее говорить о партнёрстве: в ноябре 2017-го «Газпром экспорт» и SOCAR подписали контракт по поставке российского газа в Азербайджан в объёме 1,6 млрд куб. м в год после 11-летнего перерыва в закупках.

Рустам Танкаев, член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России:

Фото: LENTA.RU

Даже при наилучшем варианте развития событий американские производители никогда не смогут обеспечить более 1% потребления газа в Европе. Они добывают его в больших объёмах, но почти весь газ уходит на внутренние нужды. При этом при пересечении Атлантики более 40% газа испаряется в атмосферу. Цена на газ в полтора раза увеличивается, и газ становится неконкурентоспособным. Поэтому США не могут быть конкурентом для России на европейском рынке. Для нас конкуренция на нём не так важна — мы в перспективе рассчитываем на освоение рынка Юго-Восточной Азии: это Китай, Индия, Южная Корея. Впрочем, остаётся ещё фактор Туркмении, где запасы газа очень велики. После подписания соглашения между странами «каспийской пятёрки» строительство Транскаспийского газопровода стало возможным. Соответственно, поставки газа из Туркмении в Европу — вопрос времени. Этот газ, действительно, в состоянии потеснить российский. Но газовую отрасль Туркмении практически полностью контролирует Китай. Кроме того, Иран также закупает газ у Туркмении. Соответственно, у гипотетических поставок туркменского газа в Европу есть два серьёзных препятствия.

Михаил Крутихин, партнёр консалтинговой компании RusEnergy:

Если мы посмотрим на европейских потребителей российского газа, то увидим, что некоторые из них могут безболезненно от него отказаться. В основном, это государства, расположенные на западе: Испания, Франция, Германия. Но в Европе есть и страны, очень серьёзно зависящие от «Газпрома»: например, Финляндия получает из России 100% газа, Болгария — 92%. Если Россия перекроет газ Венгрии в середине отопительного сезона, то стране не хватит около 26% необходимого ей газа. Получить этот газ откуда-то ещё, помимо России, эти потребители сейчас не в состоянии. Для того, чтобы Евросоюз мог преодолеть свою зависимость от России, нужно строить газопроводы-интерконнекторы между странами ЕС, обеспечивать программу экстренного замещения в случае перебоев в поставках газа. Соответствующее решение Европейской комиссии и Европейского совета было принято очень давно. У них есть программа «сокращения зависимости», в которой, помимо создания интерконнекторов, говорится о необходимости диверсификации поставщиков и обеспечения стран терминалами по приёму сжиженного газа. Но пока эта программа далека от осуществления.