Глава российского кабмина Дмитрий Медведев на заседании правительства высказал мнение, что возможное объединение надзорных органов с похожими функциями может быть разумным решением, и поручил доработать, а затем внести в нижнюю палату соответствующий законопроект. Насколько назрела реформа контрольно-надзорных органов и в какой степени слияние смежных с ними функций государства действительно способно избавить и бизнес, и общество от излишней, неоправданной опеки — в материале News.ru.

Ньюсмейкером на заседании кабинета министров выступил глава Минфина и первый зампред правительства Антон Силуанов, предложивший возможность оптимизации надзорной системы. Как нетрудно догадаться, мера находится в общем русле реализации получившей известность идеи «регуляторной гильотины». Премьер, кстати, сразу откликнулся на данную инициативу, назвав её разумной.

Взгляд главы Минфина по-своему радикален. Фактически он предложил ликвидировать устаревшие документы и правила организационного характера. Иначе говоря, свести на нет путём слияния отживших надзорных функций. При этом — каких конкретно, пока не поясняется. Хотя, несомненно, нельзя не согласиться с доводами, звучавшими на заседании кабмина: слишком много развелось проверяющих и контролирующих образований, которые громоздки и затратны, но главное — далеко не всегда эффективны и подчас перестают выполнять возложенные на них задачи.

Антон СилуановФото: Сергей Булкин/News.ruАнтон Силуанов

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Спорить с премьером, заявившим, что поднятый вопрос — не праздный, на заседании никто не стал. Но всё же не потому, что автор этих слов является главой правительства. Дело в том, что пока отсутствует точный предмет спора. И тем более сам глава правительства признал, что прежде надо посмотреть, «чего куда присоединить, кого от кого отсоединить».

Как известно, в октябре текущего года кабинет министров сформировал рабочие группы по концепции применения «регуляторной гильотины» и режимы, по которым в 2020 году будет составлен новый перечень регуляторных актов в экономике. При этом вполне вероятно, что не менее половины ныне действующих правил могут быть отменены. В составе этих рабочих групп большинство — из числа предпринимателей, а ответственные секретари — корпоративные юристы.

Бизнес-сообществу будет наверняка близок и понятен подход Медведева, заметившего при обсуждении предстоящей реформы надзора и контроля, что бизнесмена, по большому счёту, волнует не сколько будет контрольных управ на делового человека, а в каком количестве ему станут приходить всякого рода бюрократические предписания.

Общее соединение в ряде случаев надзорных функций, там, — где это разумно, где это возможно, — наверное, это можно сделать, — так обозначил свою позицию премьер.

Сложность предстоящей реорганизации объяснима принадлежностью сети надзорных органов к системе органов исполнительной власти, подчинённой правительству и главе государства. А эту сеть совсем не легко быстро реформировать — просто из-за явного недостатка на это законодательно-нормативных оснований. И поэтому подчёркнутая осторожность в оценках и прогнозах, характерная для обсуждения вопроса в правительстве, совершенно мотивирована — именно с точки зрения соблюдения буквы и духа закона.

Тем не менее федеральное правительство инициировало и запустило серьёзную реформу всего контрольно-надзорного сектора. Принцип действия «регуляторной гильотины» подразумевает отмену через год всех контрольно-надзорных циркуляров для бизнеса, если к 2021 году они не будут пересмотрены или откорректированы.

Напомним, общая схема осуществления механизма «регуляторной гильотины» была принята на вооружение кабинетом министров в июне текущего года. Программа находится в рамках реализации пункта о реформе надзорной системы, содержащегося в послании Владимира Путина Федеральному собранию в феврале 2019 года.

Депутат Государственной думы РФ I–IV созывов Виктор Похмёлкин оценивает инициативу правительства как попытку что-то изменить, ничего не меняя. По сути ничего содержательного в предложениях нет, считает собеседник News.ru. При этом настоящее, а не мнимое преобразование систем контроля и надзора злободневно сейчас не только для предпринимателей, но и для некоммерческих объединений, для общественных организаций. Аналогично — и для сферы образования. Эксперт отдельно выделил проблематику правоохранительной системы, контроль над которой со стороны общества находится, по его мнению, в неудовлетворительном состоянии.

Поэтому речь должна вестись, по мнению экс-депутата, о комплексном и качественном изменении всей этой системы, так как в целом ряде случаев она, — в том виде, в каком сформирована за последние годы и функционирует, — очень часто губит всё живое, что оказывается под её влиянием.

В исполнении этих целей, убеждён бывший парламентарий, недопустим формальный подход к делу, и надо понимать, что прежде чем браться за какие-либо реорганизационные мероприятия, требуется серьёзный анализ состояния всей сферы контроля и надзора. Кроме того, нужно исключить дилетантский и неправовой способы её изменений, которые, к сожалению, уже не раз использовались на примере других сфер и отраслей, — по типу бездумных оптимизаций, слияний и поглощений одной структуры другой. Во всех этих «начинаниях» сразу так или иначе просматривалась коррупционная составляющая.

Но главное: никакие управленческие эксперименты не дадут ожидаемого эффекта до тех пор, пока мы находимся в той политической парадигме, в которой пребываем. Поэтому лично у меня доверия к очередной реформе, затеваемой в сегодняшнем кабмине, нет.

Виктор Похмелкин глава организации «Движение автомобилистов России»